Главная » Статьи » Духовный клуб » Христианские праздники

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) — один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Праздник еще называется праздником "Вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие его жители Иерусалима), неделей "Цветоносия", "Цветною". В России же этот праздник называется "Вербным воскресеньем", поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы — это верба и в этот день за всенощной службой (или за утреней) молящимся раздаются освященные ветви вербы.

Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста (в 2014 году отмечается 13 апреля).

Вход Господень в Иерусалим — одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога.

В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.

Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI — XVII веках в Москве. Перед литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова "на Рву" (более известного ныне как храм Василия Блаженного) — для моления на Лобном месте. В процессии — наравне с хоругвями и иконами — возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу — для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.

Богослужение Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника совершается освящение верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью — Воскресение Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии.

Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Принесенные в этот день из церкви веточки вербы, ставили в переднем углу за икону и хранили весь год до следующего Вербного воскресения.


 

В день праздника совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет — один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима).

В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.

За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

                                        

ТРАДИЦИИ

По традиции православные христиане освящают у священника принесенные в этот день веточки вербы, а потом хранят вербу у себя в доме целый год.
По приметам, украшение ветками вербы икон, дает всем членам семьи здоровье, достаток, преодоление житейских трудностей.
По обычаю после освещения надо соблюсти обряд – немного и несильно похлестать друг друга вербовыми ветками со словами: “Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба!” или “Верба красна, бей до слез, будь здоров!”
Традиционно в Вербное воскресенье вся семья отправляется на праздничный вербный базар. Детей надо побаловать сладостями, игрушками, книжками.
Существует примета у детей, что тот кто съест почку вербы будет здоровым и крепким.
По обычаю в Вербное воскресение можно есть рыбу, сдабривать еду растительным маслом, пить красное вино. Запрет по-прежнему распространяется на мясные и молочные продукты.
В Вербное воскресение нельзя женщинам рукодельничать: шить, вязать, вышивать. Воздержитесь от домашней уборки и стирки, не принимайтесь за работу в саду или огороде.


Категория: Христианские праздники | Добавил: lunev2009 (13.04.2014)
Просмотров: 651 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]