Главная » Статьи » Исторический клуб » Интересные факты

Орел против Серпа с Молотом. Первое поражение Гитлера

Борьба двух систем - капиталистической и социалистической в XX веке велась ежедневно по всем фронтам: экономическом, идеологическом. спортивном, культурном и т.д. Наибольшее противостояние наблюдалось между СССР и Германией. В то время в этих странах наблюдался наибольший экономический подъём. Всемирная выставка в Париже 1937 года должна была подвести некую черту в этом споре. 

Орел против Серпа с Молотом. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Германия против СССР. В результате огромный герб нацистского рейха - орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы».

Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше.
Борис Иофан так объяснял свою идею:
«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

 

Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Установленная на кровле пилона группа "Рабочий и Колхозница" в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала - вперед, а затем - ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму.

Напротив советского павильона размещался павильон Германии в форме римской цифры III,  украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня и сдерживающий напор советских гигантов. 

СССР » Всемирная выставка в Париже, 1937:битва идей. Всемирная выставка в Париже, Противостояние, Копипаста, Видео, Длиннопост

Все материалы для него везли из Германии. Цель: воплотить идеологию средствами искусства – в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.

СССР » Всемирная выставка в Париже, 1937:битва идей. Всемирная выставка в Париже, Противостояние, Копипаста, Видео, Длиннопост

У гигантской башни немецкого павильона была установлена обнаженная скульптурная группа Й.Тораха "Товарищество", чьи гигантские обнаженные статуи стояли напротив «Рабочего и колхозницы» и должны были символизировать мощь Германии.

СССР » Всемирная выставка в Париже, 1937:битва идей. Всемирная выставка в Париже, Противостояние, Копипаста, Видео, Длиннопост

СССР » Всемирная выставка в Париже, 1937:битва идей. Всемирная выставка в Париже, Противостояние, Копипаста, Видео, Длиннопост

Шпеер с Гитлером против Иофана с Мухиной. Орел против серпа с молотом. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Германия против СССР. В результате огромный герб нацистского рейха - орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Однако фантастическая динамика статуи, подчеркнутая нарастанием архитектурных масс павильона, настолько доминировала в общей панораме берега Сены, что статическая башня перед скульптурами не только не останавливала их стремительного бега, но казалась просто неуместным препятствием.

Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми

вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая

сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке,

на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из

их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к

победе».

 

СССР » Всемирная выставка в Париже, 1937:битва идей. Всемирная выставка в Париже, Противостояние, Копипаста, Видео, Длиннопост

Категория: Интересные факты | Добавил: lunev2009 (19.01.2023)
Просмотров: 131 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]