Главная » Статьи » Исторический клуб » Русский характер

900 дней славы и бессмертия.Операция "Искра"

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Июль 1941 г, Ленинград. А. Ахматова

Операция "Искра"

27 января 2014 года  исполняется 70 лет со дня полного освобождения от

вражеской  блокады Ленинграда. Наступательная операция «Искра», начавшаяся

12 января 1943 года, закончилась спустя шесть дней соединением войск

Ленинградского и Волховского фронтов и освобождением Шлиссельбурга —

крепости у истока Невы, так начался прорыв Блокады. Через год город был

полностью освобождён.

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного

главнокомандующего 12 января 1943 г.

Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух

фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить

группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-

Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту

Л. А. Говорову и генералу армии К. А. Мерецкову. Координировали

взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. К. Жуков и

маршал К. Е. Ворошилов.

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

12 января 1943 г. после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского

фронта (генерал М.П. Духанов) нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу

ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием

генералов В. З. Романовского и Ф. Н. Старикова. Наступление поддерживали огнём

корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация

дальнего действия.

18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под

Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады

Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта.

Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день

был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского

озера.

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады.

Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января

город-герой был украшен флагами.

У немцев был отбит коридор вдоль южного берега Ладожского озера шириной от

8 до 11 километров, который восстановил сухопутную связь многострадального

города на Неве с «большой землей». За 17 суток по простреливаемому противником

берегу были проложены автомобильная и железная дороги. Но развить этот успех не

удалось: полностью блокада была снята лишь через год

По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной

дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой

«Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.

С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском

фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 г.

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Печальные даты важных событий Блокадного Ленинграда.

1941год.

-4 сентября- Начало артиллерийского обстрела города Ленинграда и его

окресностей.

-8 сентября-  Фашистами захвачен Шлиссельбург. Начало экономической

блокады Ленинграда. Начинаются первые массированные налёты вражеской

авиации на город.

-12 сентября- Сокращение норм выдачи населению продуктов питания( хлеба,

мяса, крупы). В Осиновиц прибывают первые суда с продовольствием для

осаждённого города с восточного берега Ладожского озера.

- 29 сентября-  кольцо Блокады вокруг Ленинграда смыкается.

- 13 ноября сокрашение норм выдачи продовольствия населению и военным

частям.

- 16 ноября-  в Ленинград стали поступать продовольственные грузы

авиатранспортом.

- 20 ноября- сокращегие норм выдачи хлеба и другого продовольствия.

- 22 ноября- Начала работу ледовая "Дорога жизни" через Ладожское

озеро.

-9 декабря-   разгромлены немецкие группировки войск под Тихвином.

-25 декабря- Впервые , накануне нового 1942 года была увеличена норма

выдачи хлебы населению.

1942 год

- 24 января- второе увеличение нормы выдачи хлеба населению

11 февраля- Был увеличен весь продуктовый набор.

22 декабря- была учреждена медаль "За оборону Ленинграда"

1943 год

- 18 января- прорыв блокады Ленинграда соединениями Ленинградского

и Волховского фронтов.

-6 февраля- В Ленинград прибыл первый поезд с продовольствием по

построенной после прорыва железной дороге.

1944 год

- 14 января- начало полного освобождения Ленинграда.

- 27 января- Полное освобождение Ленинграда от 900 дневной блокады.

Как вспоминают очевидцы блокады, в июле 1941 года в коммерческих магазинах

еще можно было купить крабов, тушенку, шоколад. А хлеба, который стали давать

по карточкам, хватало с избытком. Даже в сентябре приближение катастрофы еще

не чувствовалось. В октябре скудные продовольственные запасы у горожан иссякли,

и в магазинах кроме черного хлеба по продовольственным карточкам уже ничего не

осталось. А в ноябре, когда нормы выдачи хлеба снизились до 125 граммов (это размер современной булочки), наступил голод.

За два с половиной года от голода умерли 632 253 ленинградца.

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Операция «Искра»

12 января 1943 года началась операция по прорыву блокады Ленинграда

К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне

тяжелым.

Прорыв блокады

Встреча воинов Ленинградского и Волховского фронтов

К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне

тяжелым. На его улицах и площадях продолжали рваться бомбы и снаряды, гибли

люди, рушились здания. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз

топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные

потребности войск и населения в продуктах питания. Тем не менее, положение

ленинградцев было несколько лучше, чем предыдущей зимой: по подводному кабелю

в город поступало электричество – а по подводному трубопроводу – нефтепродукты. Ленинград снабжался продуктами по ледовой автомобильной дороге (См.: Дорога жизни),

а в дополнение к автомобильной дороге прямо по льду Ладожского озера строилась

также и железнодорожная ветка.

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в

1942 г. было вынуждено прекратить бесплодные атаки и отдало приказ войскам о

переходе к обороне. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла

18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация

1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й

армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава

оперативной группы «Карельский перешеек».

Наиболее плотную группировку войск противник имел в Шлиссельбургско-

синявинском выступе (глубина его не превышала 15 км). Здесь между городом

Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе

насчитывалось

почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были

хорошо укомплектованы личным составом (до 10—12 тыс. человек в каждой).

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью

1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК

свои соображения о боевых действиях на зимний период. В этом документе, в

частности, говорилось: «…Ленфронт должен приступить к подготовке совместно

с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и

достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта…

Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее

выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском

направлении (на участке 1-й Городок — Шлиссельбург) с шириной фронта прорыва

10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с

нанесением обоими фронтами удара на Сннявино». Координация действий фронтов возлагалась на маршала Ворошилова.

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно

начали наступление.

Особую сложность представлял прорыв обороны в полосе 67-й армии. Здесь

позиции противника проходили по обрывистому обледенелому левому берегу

Невы, имевшему превышение над правым. Расположенные ярусами огневые средства

врага прикрывали многослойным огнем подступы к берегу. При форсировании Невы

по льду и штурме переднего края вражеской обороны от войск требовалось

максимальное напряжение сил. Важнейшим условием успеха при этом являлось

надежное подавление огневых средств противника, особенно на переднем крае,

огнем артиллерии.

С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского

фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя

прорыв в стороны флангов. Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за

другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского

выступа, постепенно сжималось.

В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в

районе Рабочих поселков № 1 и № 5. К концу дня южно побережье Ладожского озера

было очищено от врага, а его разрозненны группы ликвидированы. В этих боях

войска Волховского фронта захватили немецкий новый тяжелый танк Тигр.

Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллери

я Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и

405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и

«Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные

сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления

морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. снарядов.

18 января 1943 г., как только в Москву поступили сведения о прорыве

блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном

строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии,

которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом.

Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней.

Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли.

Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение.

По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Крупнейший политический,

промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячнон

борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной. С установлением

железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно

улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия

стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943

года в городе резко увеличилась выработка электроэнергии, заметно возросло

производство вооружения.

Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать

войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой

ехникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать.

Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на

северо-западном направлении.

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном

положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского

фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до

одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь

вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского

озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны

протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли

поезда.

С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском

фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944

900 дней славы и бессмертия. К 70 летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Материал собран на просторах Интернет сайтов. За более полной информацией

обращайтесь на исторические сайты и страницы крупных библиотек.

Источник: http://selomoty.ru/library/sobitiya/785-900-dney-slavy-i-bessmertiya-k-70-letiyu-proryva-blokady-leningrada.html


Категория: Русский характер | Добавил: lunev2009 (21.01.2014)
Просмотров: 872 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]