Главная » Статьи » Исторический клуб » Вехи

Первая посадка на Венеру
В середине XX века ученые, используя новые методы дистанционных исследований, получили важные данные о природе некоторых планет. Но Венера оставалась непознанной, так как ее поверхность была скрыта от наблюдений сплошным облачным покровом. В то же время эта планета, по размерам и плотности незначительно отличающаяся от Земли и ближайшая к ней, привлекала внимание ученых из-за возможного существования там каких-либо форм жизни. На основании наблюдений надоблачной атмосферы и облачного слоя планеты ученые составили три гипотетические модели Венеры: парниковую, эолосферную и ионосферную.

    Условия на планете по этим моделям значительно отличались: по давлению – от 0.3 кг/ см2 до 5 кг/ см2; по температуре – от 75°С до 325°С. По ионосферной модели Венера напоминала доисторическую Землю с большими водными бассейнами, а по другим – выжженную безжизненную пустыню. Для получения данных об условиях на Венере необходимо было доставить на нее приборы, либо, в крайнем случае, установить их на КА, пролетающий вблизи планеты. Однако автоматических межпланетных станций (АМС) еще не существовало и для их создания нужно было решить сложнейшие научно-технические проблемы, а для разработки СА – получить данные по атмосфере Венеры.
12 июня 1967 г. ракета «Молния» (четырехступенчатый вариант «Союза» с разгонным блоком «Л») вывела станцию «Венера-4» на межпланетную траекторию. Вторая АМС, стартовавшая 17 июня 1967 г., не вышла на межпланетную траекторию из-за отказа РБ. 18 октября 1967 г., преодолев расстояние свыше 300 млн км, «Венера-4» вошла в зону притяжения планеты. Начался заключительный сеанс связи. По темпу нарастания частоты принимаемого с ОО сигнала ощущалось стремительное увеличение – под действием поля тяготения Венеры – скорости встречи с планетой. Но вот сигнал пропал – набегающий атмосферный поток нарушил ориентацию параболической антенны станции на Землю. В тот же момент бортовая автоматика выдала команду на отделение СА. В небольшом зале Евпаторийского центра управления полетом наступила тишина: все замерли в ожидании сигнала. Томительно медленно электронные часы отсчитывали секунды. Наконец по громкой связи услышали радостный крик: «Есть сигнал с СА!» Через несколько минут начала поступать информация: «Давление 0.05 атм, температура минус 33°С, содержание СО2 в атмосфере около 90%» – и после небольшой паузы: «Информация с радиовысотомера в сбое».

Станция "Венера - 4"

    Это наш специалист Р.Прядченко, глядя на пролетающую по столу бесконечную ленту с двоичными символами, визуально – не только «персоналок», но и простых электронных калькуляторов тогда еще не существовало – выделяла нужный канал, превращала двоичные символы в число и по заполненным тарировочными характеристиками довольно точно сообщала значение параметра. Давление и температура продолжали нарастать. Уже пройден расчетный уровень 10 кг/см2, снижение СА продолжалось. «18 атм, сигнал пропал», – сообщили по громкой связи. Что случилось? От чего разрушился корпус СА – от сверхрасчетного внешнего давления или от удара о поверхность? Доктор ф.-м. наук М.Я.Маров, проведя экспресс-анализ полученных данных, показал, что три точки сбойной информации радиовысотомера абсолютно точно ложатся на полученную кривую изменения давления атмосферы Венеры по времени. В этом случае давление атмосферы у поверхности могло составить 18–20 кг/см2. Получалось, что сигнал мог прекратиться из-за разрушения корпуса СА при соприкосновении с поверхностью.

    Гипотеза автора, что давление у поверхности может быть больше, не нашла поддержки, тем более что на следующий день Mariner провел исследования Венеры с пролетной траектории и, по его данным, давление у поверхности могло составлять 20 кг/см2. Несмотря на эти события автор продолжил обработку информации с «Венеры-4» с целью определения возможной величины давления у поверхности. Результаты анализа оказались ошеломляющими: давление атмосферы у поверхности Венеры могло составлять 120–150 кг/см2! Ученые скептически отнеслись к этим оценкам. Однако автор, уверенный в результатах, при разработке материалов по объекту В-70 (заводской индекс АМС «Венера-7») предложил разрабатывать СА этой станции на давление атмосферы 150 кг/см2.
Схема устройства "Венеры - 4"
Категория: Вехи | Добавил: lunev2009 (18.10.2013)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]