Главная » Статьи » Исторический клуб » Вехи

Российское экономическое чудо. Всемирная выставка. Париж, 1900 год

Панорама выставки, аккумулировавшей лучшие достижения мировой экономики. Выставка стала настоящим событием, она продолжалась 5 месяцев и приняла более 50 миллионов посетителей.

                       Главный вход на выставку

Многие думают, что в царской России производились только лапти и матрёшки. С мифами и легендами бороться трудно.
Однако к началу 20 века экономика России развивалась быстрыми темпами, стране было, что представить на Всемирной выставке в Париже, где Российская экспозиция произвела настоящий фурор. Министр промышленности и торговли Франции Мильеран назвал российскую экспозицию "наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда".
Общая экспозиционная площадь России на выставке составляла 24000 кв.м., и выставочных композиций было значительно больше, чем могли представить другие страны.
За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших (Гран-при), 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
"Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений", - писала французская газета "Liberte".

Особая роль на этом празднике была отведена России. Две страны, Россия и Франция, всячески старались продемонстрировать дружбу и согласие. В столице выставки появились мост Александра III и авеню Николая II.

                                                     Авеню Николая II

                                             Мост Александра III

Париж отвел для наших павильонов самую большую площадь, а российское правительство постаралось показать лучшее, что было тогда в стране. В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из восемнадцати тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. Благодаря особым дружественным отношениям с Францией, России была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². Кроме собственных отделов в общих выставочных павильонах, для российской экспозиции были возведены и отдельные здания. Главным среди них был расположенный у дворца Трокадеро Павильон русских окраин, выстроенный в стиле Московского Кремля. Здесь экспонировались всевозможные материалы о так называемых окраинах империи — землях с большим потенциалом развития в наступающем ХХ веке.

            Павильон Русских окраин со строениями в стиле Московского и Казанского Кремля. Внутри павильон был украшен 28 большими художественными панно со сценами жизни Средней Азии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Севера. 

В отличие от  павильонов других стран, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, Павильон русских окраин был выполнен из кирпича.

       Страницы книги "Россия на всемирной выставке в Париже". Издание А.С. Шустова

Фасады башен и корпусов были побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам и разнообразными рельефными деталями. Кровли состояли из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Разнообразной была и внутренняя отделка: сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, интерьер зала украшали изразцовые печи и цветные витражи. Монументальные панно в стиле модерн представляли темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Они были созданы знаменитым русским импрессионистом Константином Коровиным.

                    Павильон русских окраин

Французские журналисты прозвали этот павильон «Сибирским дворцом», так как в значительной степени он был посвящен освоению Сибири и строительству Транссибирской магистрали. Здесь были представлены коллекции карт, виды дороги, рельефные макеты различных сооружений, модели кораблей Байкальской паромной железнодорожной переправы — ледоколов «Байкал» и «Ангара».

                    Справа – макет моста через Енисей, слева — макет ледокола «Ангара». 

Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» был удостоен железнодорожный мост через Енисей (Красноярский мост), построенный под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова.

            Красноярский железнодорожный мост через Енисей, рубеж XIX и XX веков. Был первым в России и вторым в Европе по величине пролётов — 145 м. Пролётные строения отличались легкостью и высокой прочностью.

 

Большинство экспонатов российского сектора Всемирной Парижской выставки оставило у искушенной европейской публики неизгладимое впечатление. Одним из них была картина длиной 942 м, написанная акварелью Павлом Пясецким по заказу руководства строительством Сибирской железной дороги. Полотно создавалось из многочисленных видов Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Акварели наклеивались на тканевые ленты в определенной последовательности.

Панорама Павла Пясецкого для русской экспозиции 1900 года в Париже

                    Панорама Павла Пясецкого

На выставке для просмотра движущейся панорамы был сооружен отдельный павильон. В нем находились три вагона — салон, спальный вагон и столовая. «Пассажиры» заходили в поезд, усаживались по местам и наблюдали панораму Транссиба через окна. Для имитации тряски вагонов во время движения использовались специальные устройства.

Панорама Павла Пясецкого. Русский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900

                          Панорама Павла Пясецкого

Панорама состояла из нескольких движущихся лент, которые с определенной скоростью прокручивались с одного цилиндра на другой. Быстрее всего — 300 м/минуту — двигалась ближняя лента, на которой были нарисованы песок и камни. Далее располагалась полоса с кустами, которая перемещалась со скоростью 120 м/минуту. Медленнее всего — 5 м/минуту — двигалось акварельное полотно длиной 105 м, на котором были изображены станции и разъезды, города, сменяемые набольшими поселками, леса и горы, эпизоды стройки Транссиба. Из вагона, предназначенного для выхода, посетители попадали в Китайский павильон.

Панорама Павла Пясецкого. Русский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 года

                        Панорама Павла Пясецкого

Этот удивительный экспонат получил Большую Золотую медаль, а ее автор, поразивший посетителей выставки талантом и фантастической работоспособностью, — орден французского Почетного легиона.

Панораму Транссибирской магистрали, как и многие российские экспонаты легендарной Парижской выставки, после революции 1917 года ожидали долгие годы забвения. Но, к счастью, «Виды Транссибирской магистрали» были сохранены и отреставрированы. Сегодня 10 рулонов высотой примерно 50 см и длиной от 54 м до 133 м хранятся в фондах Эрмитажа, а также созданы их оцифрованные копии и выпущена книга с иллюстрациями «Сибирский путь Павла Пясецкого».

Много внимания досталось и промышленникам: литые и резные деревянные конструкции, стекла, изразцы, кровельное железо (которым крыто и здание Британского парламента).

Еще один уникальный экспонат, участвовавший в Парижской выставке, — ажурный павильон, изготовленный из литых чугунных деталей. Он послужил выставочной витриной для «кабинетных вещей». Общая длина составляла примерно 10 м, а высота с ажурной решеткой — 5,8 м, занимаемая площадь — чуть больше 91 м. Европейская общественность была поражена изяществом барельефов, красотой экспонатов, расположенных внутри павильона, скульптурой «Россия», стоявшей на входе. Композиция «Россия» выполнена в виде девушки-воительницы, держащей в руках щит и меч, по модели известного скульптора Н. Лаверецкого. На ней надет старорусский воинский наряд, а рядом расположены атрибуты царской власти.

Композиция

             Скульптурная композиция "Россия" авторства Н.Лаверецкого.

Проект павильона был разработан петербургским архитектором Баумгартеном. В барельефах, предложенных им, органично сплетались фантастические рыбы, звери, женщины-птицы, сказочные цветы. 

Каслинский павильон. Детали

            Каслинский павильон. Фрагмент

Более полутора тысяч деталей этого уникального сооружения были отлиты лучшими мастерами Каслинского чугунолитейного завода. На барельефах они ставили личные клейма, что позволило ученым точно определить изготовителя каждого литого элемента. Павильон отправили в Париж в частично разобранном виде. Для сборки и обслуживания витрины в столицу Франции приехала группа заводских модельщиков и чеканщиков.

Каслинский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900. Русская экспозиция

             Каслинский павильон и его архитектор Баумгартен (справа) на выставке в Париже.

Во время посещения выставки Эмиль Лубе, исполнявший в то время обязанности президента Франции, был настолько впечатлен каслинским литьем, что предложил 2 миллиона рублей за все представленные чугунные изделия. Управляющий Кыштымскими заводами, к которым относился и Каслинский завод, поначалу согласился продать экспонаты — все, кроме скульптурной композиции «России». «Россия — не продается!» — стоял на своем П. М. Карпинский даже после того, как Лубе повысил цену. В итоге продажа чего бы то ни было в принципе не состоялась, и уникальная работа русских мастеров в своем изначальном виде (павильон и скульптурная композиция), заслуженно получив Гран-при, вернулась домой, где в 1921 году была пущена на переплавку, чтобы получить чугун на изготовление серийной продукции.

Каслинский павильон

                              Восстановленный Каслинский павильон 

Каслинские мастера тогда приложили все усилия, чтобы спасти хотя бы часть литых элементов павильона. В результате уцелело примерно 40% разрозненных деталей. Позднее павильон был отреставрирован, или, можно сказать — воссоздан в Екатеринбурге по сохранившимся в архивах документам с использованием уцелевших элементов. Эти старания ученых и мастеров по достоинству оценила мировая общественность. В 1978 году Каслинский павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как единственное в мире чугунное архитектурное сооружение, которое находится в музейной коллекции.

Золотой медалью были отмечены работы Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф. К. Дриженко.

Большой серебряной медали был удостоен иллюстрированный справочник «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» на русском и английском языках, изданный Министерством путей сообщения в 1900 году. Издание содержало описание строительства магистрали и приводило подробный список городов и поселений, расположенных вдоль железной дороги. Оно включало множество изображений, карты Сибири и планы больших городов. Раздел, посвященный Байкалу, иллюстрирован фотографиями Ф. К. Дриженко.

Гран-при получили Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения за выдающийся проект строительства Транссибирской магистрали и работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.

 

 

Другая часть «русской» выставки была посвящена народным промыслам, культуре и всему тому, что в мире ассоциируется со словом «русский». Были здесь и матрешки, и алкогольный павильон у подножья Эйфелевой башни, где торговали водкой, и Кустарная улица с избами и теремами.

                                 Павильон русского алкоголя

Один экспонат у посетителей парижской выставки вызвал бурю восторженных эмоций. Это — карта, представляющая собой мраморную доску толщиной 8 см и площадью в 1 квадратный метр, на которой мозаикой набраны 86 департаментов Франции. Для их обозначения использовались уральские яшмы, агат, авантюрин, нефрит, сердолик и другие камни. Элементы пришлифовывались настолько плотно и тщательно, что границы между ними были практически незаметны. Отметками городов служили уникальные уральские самоцветы — красный турмалин, аквамарин, александрит, хризоберилл, топазы, изумруды, дымчатый горный хрусталь. Названия городов выполнялись золотом, а реки и озера обозначались платиной. Из золота были изготовлены штифты, предназначенные для крепления к основанию самоцветов и платиновых элементов.

Топографическая карта Франции из уральских самоцветов для русской экспозиции на Всемирной выставки в Париже.

                Топографическая карта Франции для русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Идея создания этой карты принадлежала директору Екатеринбургской гранильной фабрики Василию Васильевичу Мостовенко. Он посчитал, что вазы и подобные им изделия не смогут произвести должное впечатление на посетителей такого грандиозного форума, и предложил в качестве альтернативы изготовить карту Франции. Управляющий Кабинетом Его Императорского Величества одобрил предложение Мостовенко. На изготовление этого уникального экспоната потребовалось 25 месяцев напряженного труда всех работников Екатеринбургской гранильной фабрики. Изготовление карты велось в три смены практически без выходных. Но, по словам Мостовенко, рабочие не жаловались, поскольку они смогли значительно улучшить свое материальное положение, благодаря щедрой оплате сверхурочных часов.Впечатляющий общий вид, уникальные самоцветы, аккуратнейшее исполнение вызывали восхищение у посетителей выставки на протяжении всего международного форума. Шедевр, оцененный французами в 6 млн. франков, был подарен Николаем II президенту Франции. Долгое время карта выставлялась в Лувре, а в настоящее время она находится в Компьеньском дворце.

 

Одним из ярких украшений Русского павильона было пасхальное яйцо «Сибирский поезд», исполненное фирмой Карла Фаберже. Оно увековечивало память важнейшего успеха последних царей: строительства железной дороги, соединившей европейскую и азиатскую часть страны. Ювелирное яйцо было создано в 1900 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. На Всемирной выставке 1900 года Карл Фаберже получил Гран-при и орден Почётного легиона, а также звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров».

        В настоящее время пасхальное яйцо «Сибирский поезд» экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля

Пасхальное яйцо увенчано двуглавым орлом с императорской короной и покоится на спинах трех грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых). На серебряной поверхности выгравирована карта России с изображением Транссибирской магистрали и надпись «Великий Сибирский Железный Путь к 1900 году». Участки пути, которые ещё не были построены, отмечены пунктиром. Внутри спрятана миниатюрная модель сибирского поезда. Он имеет длину 398 мм и состоит из паровоза и пяти вагонов и приводится в движение при помощи механизма длиной 2 см, размещённого в локомотиве. Завершается состав вагоном-церковью. Паровоз исполнен из платины, вагоны — из золота, а окна — из хрусталя. Рубиновый фонарь и алмазные фары при движении поезда создавали полное впечатление настоящего света. Надписи на вагонах («Прямое сибирское сообщение», «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих», «Церковь», «1-го класса», «2-го класса», «24 места», «18 мест») можно рассмотреть только через увеличительное стекло.

Изделий кустарного промысла из коллекции Санкт-Петербургского музея ремесел были представлены в ремесленном павильоне.

Цель состояла в том, чтобы представить ремесла со всей Российской империи, включая отдаленные районы центра.

2 000 предметов были отобраны из музеев, и 4 000 были напрямую поставлены мастерами.

Ремесленный павильон был разделен на несколько секций в соответствии с использованными материалами или темами. Например, был раздел с религиозной темой и историей.

Этот исторический раздел размещался частью знаменитой коллекции русского костюма Натальи Шабельской.

Имена таких мастеров, как Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Малютин, Елена Поленова, Николай Бартрам, Наталья Давыдова, Мария Якунчикова-Вебер, несут нам настоящий русский стиль.

Центральным элементом этого зала был камин из майолики (проект Михаила Врубеля ).

                                                           Камин Михаила Врубеля

 

 

       

Категория: Вехи | Добавил: lunev2009 (20.03.2021)
Просмотров: 913 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]