Главная » Статьи » Исторический клуб » Великие сыны России

Константин Эдуардович Циолковский
 
5 (17) сентября 1857 г. в селе Ижевское Рязанской области в семье лесничего родился Константин Эдуардович Циолковский, русский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики.
В 1868 г. в связи с новым назначением отца семья Циолковских переехала в Вятку, и в 1869 г. Константин поступил в Вятскую мужскую гимназию.  Проблемы со слухом, явившиеся следствием перенесённой скарлатины, не позволили ему завершить образование в гимназии, и с 14 лет он стал заниматься самостоятельно. В 1873 г. Циолковский переехал в Москву, где продолжил образование — изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 г. Циолковский экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ и через год получил назначение в Боровское уездное училище Калужской губернии. В 1892 г. он был переведён в Калужское уездное училище, а с 1898 г. начал также преподавать математику и физику в женском епархиальном училище в Калуге.

Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880-м гг. Не зная об уже сделанных открытиях западных учёных, молодой исследователь в 1880-81 гг. написал работу «Теория
газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Его вторая работа «Механика животного организма», написанная в те же годы, получила благоприятный отзыв русского физиолога И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество. В 1885-1892 гг. он выполнил значительную часть своих работ по обоснованию возможности постройки цельнометаллического управляемого дирижабля, а с 1896 г. систематически стал заниматься теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.

Основные труды Циолковского были связаны с четырьмя проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. В первом печатном труде о дирижаблях — «Аэростат металлический управляемый» (1892) —, он дал научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. После переезда в 1892 г. в Калугу учёный обратился к новой и мало изученной в то время области — созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) учёным были даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхитил конструкции самолётов, появившихся спустя 15-18 лет. Важные научные результаты были получены исследователем в теории движения ракет (ракетодинамике). В 1903 г. в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» Циолковский применил общие законы механики к теории полёта ракеты переменной массы и обосновал возможность межпланетных сообщений. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы.

В 1920-х гг. Циолковский много работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобретя свою схему газотурбинного двигателя. В 1926-29 гг. учёный разработал теорию многоступенчатых ракет и первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей. Он первым изучил вопрос о ракете как искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений. Помимо этого, исследователь изучал медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.

В своих философско-художественных работах Циолковский развивал «космическую философию», которая опирается на концепцию «атома» как бессмертного одушевлённого элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Многие идеи философии учёного легли в основу так называемого русского космизма.

Труды Циолковского в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в Советском Союзе и за рубежом. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны СССР» Циолковский в 1932 г. был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

Константин Эдуардович Циолковский умер 19 сентября 1935 г. в Калуге. Имя Циолковского носит первый в мире музей космической тематики — Государственный музей истории космонавтики.
 

Дирижабль Циолковского

«В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат», - запишет Константин Эдуардович в своей автобиографии. Слова «дирижабль» в то время и вовсе не существовало, а аэростаты имели небольшие объемы, купол их изготавливали из прорезиненной ткани, которая быстро изнашивалась и выпускала взрывоопасный водород.  

Циолковский первым предложил совершенно новую и оригинальную идею аэростата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными боковинами, которая позволила бы сохранять постоянную подъёмную силу при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха. Кроме того, такая оболочка была крайне прочной. Вместо водорода ученый предложил использовать нагретый воздух. Аэростат Циолковского должен был быть огромным даже по современным меркам: объёмом до 500 000 кубических метров, что более чем в два раза превышало объём знаменитых немецких дирижаблей конца 1920-х годов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II».

Циолковский и модели его дирижабля. Фото: Commons.wikimedia.org

Прогрессивный для своего времени проект Циолковского не нашел поддержки, в субсидии на постройку модели отказали. Константин Эдуардович даже общался за помощью в Генеральный штаб русской армии, но и там сочли его изобретение фантастическим. В целом труды Циолковского по дирижаблю не получили признания и у официальных представителей русской науки.

Первая попытка воплотить проект была предпринята только в 1931 году, когда построить дирижабль по проекту Циолковского попытались на комбинате «Дирижаблестрой». Аэростат так и не был построен «из-за низкого технологического уровня предприятия». Но впоследствии инженеры убедились в том, что теоретические предположения ученого были верны.

Поезд на воздушной подушке

В 1927 году в небольшой брошюре «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

«Трение поезда почти уничтожается избытком воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Необходима работа для накачивания воздуха, который непрерывно утекает по краям щели между вагоном и путем. Она велика, между тем как подъемная сила поезда может быть громадна. Так, если сверхдавление в одну десятую атмосферы, то на каждый квадратный метр основания вагона придется подъемная сила в одну тонну. Это в 5 раз больше, чем необходимо для легких вагонов.

Не нужно, конечно, колес и смазки. Тяга поддерживается задним движением вырывающегося из отверстия вагона воздуха. Работа накачивания тут также довольно умеренна (если вагон имеет хорошую, легко обтекаемую форму птицы или рыбы), является возможность получать огромные скорости», - писал Циолковский.

Эта теория легла в основу создания транспорта на воздушной подушке спустя многие годы: первые морские плоскодонные суда на воздушной подушке поступили в эксплуатацию в Англии лишь в 1958 году.

Многоступенчатая ракета

Современные ракеты летают по принципу, разработанному Циолковским. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

В 1929 году Циолковский издает новую книгу - «Космические ракетные поезда». «Ракетные поезда» Циолковского – это комплексы ракет, которые по мере отработки топлива сбрасываются на землю. Ученый предположил, что благодаря такому принципу к моменту отсоединения последней ракеты скорость поезда будет позволять ему унестись в космос. В 1935 году в своей работе «Наибольшая скорость ракеты» Константин Эдуардович доказал, что что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение остается верным до сих пор, но проверить на практике теорию Циолковского смогли только в 1944 году, когда немцы запустили «Фау-2» - в первый в истории предмет, совершившим суборбитальный космический полёт.

Космический лифт

Лифт, способный доставить человека в космос, придуманный Циолковским, сейчас разрабатывает NASA. Фото: www.globallookpress.com

Лифт, с помощью которого можно попасть в космос, тоже идея Циолковского. Описание и проект такого устройства Константин Эдуардович изложил в своем труде 1895 года. По задумке ученого, космический лифт напоминал башню (к слову, Эйфелеву башню, которую построили в Париже уже после публикации проекта Циолковского). Башня должна была быть в 100 тысяч раз выше обычной – 35 тысяч километров, а ее верхушка бы двигалась со скоростью 11 километров в секунду. Позже такую скорость назвали второй космической, и теперь именно с ней летают межпланетные аппараты. И только в 2005 году NASA объявило конкурс на создание современного проекта космического лифта.

Теоритические исследования космоса и возможности его освоения, проведенные Циолковским, не могут не поразить: полагаясь лишь на расчёты, ученый описал невесомость, необходимость скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю, предсказывал создания искусственных спутников Земли и орбитальных станций.

Многое из описанного Циолковским – от заселения Вселенной до разума атома и бессмертия -  так далеко уходит за пределы современной науки, что трудно предположить, насколько реальны эти гипотезы. Однако и опровергнуть их наука не может.

День рождения Константина Эдуардовича - хороший повод не только вспомнить о нём, как о «хрестоматийном» Циолковском - основоположнике космонавтики, но и поведать о менее известных сторонах его кипучей научной деятельности.

Учитель, сотворивший чудо

По словам Елены Тимошенковой-правнучки Циолковского,

главным делом своей жизни Константин Эдуардович всегда считал учительство. Циолковский легко и доступно объяснял детям алгебру, геометрию, физику. И умело применял на своих уроках наглядные материалы. Демонстрировал ученикам действующие модели паровой и электрической машины, воздушный насос и прочие мудрёные механизмы. Вместе с детьми запускал в небо самодельный аэростат, склеенный из папиросной бумаги, и воздушного змея, с прикреплённым фонарём. К слову, тот самый опыт со змеем учёный проводил в вечернее время, когда на улице уже смеркалось и, наивные местные жители подумали было, что наблюдают настоящее чудо.

По ночам же Константин Эдуардович корпел над трудами, которые во многом были продолжением его учебной работы. Так, появились на свет расчёты, которые позднее легли в основу проекта первого дирижабля, аэродинамической трубы, солнечной батареи.

Даёшь власть детям!

Из всего наследия гениального самоучки из села Ижевское изучено пока не больше трети. Хорошо известна только та часть, которая касается ракетостроения и освоения космоса. А ведь Циолковский - один из основоположников русского космизма, и автор собственной социальной теории. Как утверждает Сергей Самбуров, идея полётов на другие планеты родилась как следствие философской теории его великого прадеда.

Константин Эдуардович, будучи человеком верующим, и при этом чрезвычайно деятельным, разработал концепцию идеального общества, построенного на основах демократии, в котором нет места угнетателям и угнетаемым, насилию и лжи. Он предлагал избирать для управления таким обществом не представителей партий, а делегатов от групп населения - мужчин, женщин, пожилых людей и даже детей.

Циолковский был уверен, что в будущем наука станет настолько могучей, что позволит не только избавиться нам от болезней, но и сделает человека практически бессмертным, а мёртвых научится воскрешать.

Человек совершенный

Сравнительно недавно был обнародован прелюбопытный документ, так называемое «Евангелие» от Циолковского. Как и прославленный писатель Лев Толстой, наш земляк творчески переработал главную книгу христианства. Но, в отличие от Льва Николаевича, он придерживался мнения, что мы должны сознательно вмешиваться в течение жизни, начиная с уничтожения «вредных» бактерий и заканчивая созданием человека совершенного по духу и форме.

Циолковский даже предпринял попытку примирить науку и религию. По-своему изложил богословскую теорию Святой Троицы. По Константину Эдуардовичу, Бог-Отец - это причина мироздания, Бог-Сын - руководитель высшей организации существ во Вселенной, и, наконец, Бог-Святой дух - идея любви и солидарности, объединяющая всё живое. При этом, как полагал Циолковский, Бог, будучи совершенным, должен иметь форму шара - идеальной геометрической фигуры.

Если Толстой считал непорочное (божественное) зачатие нелепостью, то Циолковский - предвидением искусственного оплодотворения.

В концепции учёного, человек - есть ни что иное, как совокупность «атомов и духов», и его назначение - действовать так, чтобы и тем и другим было хорошо. Примечательно, что Циолковский верил в человеческое бессмертие, поскольку по его теории каждый индивидуум являлся частью бессмертной Вселенной и участвовал в круговороте веществ.

Была у Константина Эдуардовича и ещё одна небезынтересная гипотеза. По его мнению, в силу того, что век от века жизнь на земле должна принимать всё более высокоразвитые формы, отрицательные эмоции, такие как гнев, зависть, ненависть, со временем тоже непременно станут рудиментами. Навроде отростка аппендикса.

Возможно, эта идея не так уж и абсурдна, просто время ещё не пришло?

 

Категория: Великие сыны России | Добавил: lunev2009 (18.09.2013)
Просмотров: 1779 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]