Главная » Статьи » Клуб трудовой славы » Трудовая летопись России

Путь длиною в 300 лет. Истьинский машиностроительный завод

В начале 18 века при императоре Пётре I было положено начало русской промышленности. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. «Берг-привилегия» 1719 года разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Семейство зажиточных купцов Рюминых (Кузьма Наумович с сыновьями Яковом, Панкратом и Ильёй), обогатившееся на винных подрядах, вместе с Сидором Томилиным, получив высочайшее разрешение, решили заняться заводским делом. В августе 1713 года они начали строить Истьинский чугунолитейный завод, воспользовавшись тем, что возле села Залипяжье недалеко от села Истье были обнаружены залежи руды. Были отстроены домна, водяная мельница, молотовые и боевые кузницы.

Но существует и другая версия, согласно которой Старожиловская земля стала центром металлургии, как минимум, за 500 лет до Петра. Однако именно при нём добыча железа в Рязанской губернии приобрела по-настоящему промышленные масштабы.

После поражения под Нарвой в 1701 году отступившая русская армия потеряла чуть ли не всю свою артиллерию, и именно тогда возникла необходимость переплавить церковные колокола в пушки и ядра. В небольшом музее, что расположился на первом этаже в Истьинском доме культуры, хранится чугунное ядро, найденное в селе. Доподлинно история его неизвестна, но не исключено, что отлито оно было в истьинской домне. При въезде в село с дороги хорошо просматривается массивная постройка. Это «домна – памятник архитектуры XVIII века».

В 1715 году Яков Кузьмич Рюмин обратился в Берг-коллегию с прошением, «чтобы повелено было построить ему в прибавку к тем заводам домны и молотовые кузницы в Рязанском уезде в селе Залипяжье на речке Истье, на земле помещика Алексея Татищева». Сам царь Петр Алексеевич посещал завод и даже проработал на нем несколько часов молотобойцем. Два бывших заводских цеха и несколько жилых домов, построенных в XVIII веке русским архитектором В.П. Стасовым, представляют архитектурную ценность и находятся под охраной государства.

Архитектор В.П.Стасов

В 1717 году Истьинский завод дал первую плавку. Первоначально на заводе выплавляли чугун, изготовляли проволоку, гвозди, швейные иглы. Согласно письменным описаниям XIX века «Истьинский завод обнимает собой четыре главных отдела металлического производства выплавку чугуна, выделку кованного и прокатного железа, вытяжку из железа проволоки, построение машин и различных приборов…».

Завод в Истье то процветал, то переживал нелёгкие времена при смене владельцев. После разлада в семействе Рюминых в 1733 году завод и фабрики были переданы в аренду на десять лет иностранцам Готлибу Белау и Гендриху Янковичу.

В 1773 году собственность Рюминых с согласия Сената и берг-коллегии перешла владельцу Благовещенского медеплавильного завода в Уфимском уезде, генерал-аудитор-лейтенанту Петру Кирилловичу Хлебникову. Благодаря ему об Истьинском заводе узнали и в столицах. Ведь Хлебников, несмотря на то, что прожил всего 43 года, вращался в высших кругах. А модернизировал производство на заводе его сын – Николай Петрович, который возвёл большую часть строений завода, сохранившихся до наших дней. Будучи человеком деятельным, Петр Кириллович не упустил возможности внести свой вклад в развитие производства. При нем были отстроены новые корпуса и две большие плотины на реках Проня и Истья.

В те годы продукция завода была нарасхват: гвозди, иглы, булавки, спицы. Дочь Хлебникова Анна Петровна вышла замуж за Дмитрия Полторацкого, получившего известность благодаря своему стремлению к прогрессу буквально во всем. После смерти Хлебникова в 1806 году вся фабрично-заводская собственность перешла к семье Полторацких. На заводе была произведена реконструкция, завезено из Англии, Германии и Бельгии большое количество машинного оборудования, выстроена новая домна, дававшая до 500 пудов чугуна в день, установлены две паровые машины, две пудлинговые печи в железоделательном цехе. Благодаря принятым мерам ручной труд во многом был заменен на машинный, а объемы годовой продукции выросли до 576 тыс. пудов.

При Сергее Дмитриевиче Полторацком на заводах в Истье появились две паровые машины и две пудлинговые печи. Однако «цветущее состояние» длилось недолго.

В декабре 1871 года заводы оказались в собственности надворного советника Христиана Христиановича Мейена. По данным «Указателя фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского» 1887 года в Истье располагалось Акционерное общество русского рельсового производства (Проволочное и гвоздильное отделение железоделательного завода). Завод изготовлял до 51000 пудов гвоздей и железнодорожных скреплений и до 200 пудов проволоки. Оборот 106000 рублей.

С 1874 года заводом распоряжалось «Акционерное общество русского рельсового производства». Истьинский завод был перепрофилирован на выпуск железнодорожного оборудования – вагонных колёс, рельсов и стрелок.

В 1897 году «Общество русского рельсового производства» преобразовалось в «Общество истьинских металлургических и механических заводов», значительно увеличило капитал и на короткое время подняло производство до 417 тысяч рублей, годового оборота. В архиве ЦНТИБ – филиала ОАО «РЖД» сохранилось свидетельство работника завода 1899 года.

Свидетельство, выданное Чернышову Михаилу Михайловичу, подтверждающее то, что он работал на Истьинском маш. заводе в должности конторщика по 31 июня 1899 года.

В феврале 1917 года эстонские владельцы организовали перевозку оборудования из цехов Ревельского завода «Двигатель». Предприятие являлось собственностью другого государства и потому не было национализировано. Завод стал выпускать нефтяные двигатели «Орёл», ручные дрезины, вагонные подшипники, центробежные насосы, конные молотилки, железные печи, нагревательные лампы к различным двигателям, изготавливались медогоны, шинкорезные машины, биторезки и клуппы с метчиками.

После Гражданской войны и с образованием СССР наметился отток высококвалифицированных рабочих в крупные города и столицу. В 1929 году эстонское акционерное общество приняло решение закрыть завод как убыточный. Предприятие национализировали и завод получил наименование Государственный Истьинский механический завод «Двигатель».

В июне 1941 года наступили суровые времена испытаний для всей страны и коллектив и завод встали на защиту Отечества, выполняя мобилизационный заказ по производству военной продукции (корпусов гранат и авиабомб) и запасных частей для сельскохозяйственной техники (комбайнов и других уборочных машин). Многие заводчане были призваны на фронт, героически сражались, были награждены орденами и медалями.

После войны заводом был возобновлен выпуск железнодорожной продукции.

В 1953 году в Истье производили мотовозы – машины для транспортировки леса и торфа, которые пользовались большим спросом в стране. Первоначально выпускался мотовоз МД-54 для перевозки леса и торфа по узкоколейным железным дорогам.

 

 

Мотовоз оказался ко времени, пошел в серию. В 1958 г. был выпущен 1000-й экземпляр, впоследствии на протяжении целого десятилетия ежегодно выпускалось более 500 мотовозов МД-54. На отечественных узкоколейках не хватало локомотивов средней мощности. Ниша между мотовозами МД-54 мощностью 54 л.с. и тепловозами ТУ4 мощностью 230 л.с. оказалась практически незаполненной. В это же время началось строительство железнодорожной ветки Истье-Старожилово. В 1961 году завод подключили к государственной системе МООНЕРГО.

В 1963 году Истьинским машиностроительным заводом совместно с Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ) был спроектирован новый тепловоз.

В 1964 году была выпущена опытная партия тепловозов ТУ6 – шесть единиц, а в 1967 году – еще два.

ТУ6

В дальнейшем вся документация была передана на Камбарский завод, где и продолжился выпуск этого тепловоза.

1968 год стал поворотным в судьбе предприятия. Претворяя в жизнь решения правительства о перевооружении железнодорожного транспорта СССР на базе полной механизации всех работ, в феврале 1968 года Истьинскому машиностроительному заводу было поручено освоение производства путевых машин. Первой путевой машиной, выпущенной в Истье, стал моторный путеподъемник МПТС-1.

МПТС

В1969-1971 гг. завод в сотрудничестве с коллективом НИИ открытых горных разработок г. Челябинска построил опытные образцы путеремонтной машины МСШУ-3 и подъемно-рихтовочной машины ПРМ-1 для угольных разрезов, открывшей целую серию модификаций путевых машин ПРМ.

МСШУ-3

 

МСШУ 5

А в 1974 году был прекращен выпуск узкоколейных тепловозов и завод полностью перешел на производство путевых машин. Очень удачным оказался опытный образец подъемно-рихтовочной машины ПРМ-3, спроектированный специальным конструкторским отделом ЦКБ Путьмаш. Ее отличительной особенностью была автоматическая система контроля постановки пути на заданную отметку, позволяющая резко повысить производительность: при подъеме пути - до 500 м/ч, при рихтовке - до 450 м/ч.

ПРМ-3

Впервые в истории завода ПРМ-3 демонстрировалась на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. А продукции Истьинского машиностроительного завода – впервые в истории предприятий Рязанской области – был присвоен государственный Знак качества.

К 1977 году темпы постройки путевых машин достигли 100 единиц в год. Путевые машины с маркой Истъинского машиностроительного завода получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. На протяжении многих лет завод изготавливал и поставлял в Монголию, Афганистан, Гвинею, Кубу и Чехословакию машины МСШУ-3 и ПРМ-3 в экспортном и тропическом исполнениях. Всего же истьинскими машиностроителями было выпущено свыше 1000 ед. путевых машин ПРМ и её модификаций ПРМ-ЗЭ, ПРМ-ЗГ.

Современной преемницей хорошо зарекомендовавших себя ПРМ стала путевая машина ППРМ. По сравнению с выпускавшимися ранее путеподъёмниками аналогичного назначения ПРМ-3, эта модель оказалась наиболее приспособлена для работы с тяжёлыми конструкциями путевой решётки, т.к. имеет усиленную раму, более мощный силовой дизельный агрегат, улучшенные параметры подьёмно-рихтовочного механизма (ПРМ), а так же ряд других усовершенствований конструкции и систем управления.

Дальнейшей ступенью развития и совершенствования в проектировании железнодорожной техники послужил выпуск серии машин МПРП, оснащённых рабочими органами для уплотнения путевого щебня на путях и стрелочных переводах.

А следующей модификацией явилась модель МСШУ-4, получившая на передней поворотной консоли рабочий орган для одиночной замены шпал. Теперь вся путевая техника, производимая истьинским машиностроительным заводом, могла быть применима для выполнения комплекса текущих и ремонтных работ по одиночной замене шпал, выправке пути.

В 2002 году по заданию Министерства путей сообщения РФ была выпущена универсальная путевая машина для смены шпал МСШУ-5. Её отличительной особенностью был наиболее мощный силовой дизельный агрегат, колёсные пары с кругом катания 710 мм, усиленные колёсные редукторы, для передвижения в рабочем режиме появился гидроход.

МСШУ-5

В связи с возрастанием спроса на выполнение выправочно-подбивочных работ в 2006 году предприятием был освоен выпуск прицепного подбивочного модуля МПЛ с собственной силовой дизельной установкой и насосной станцией. Одношпальная система двух подбивочных блоков с восемью шпалоподбойками, позволила путевым машинам МПРП и МСШУ выполнять комплекс работ по сплошной подбивке на железнодорожном пути.

МПРУ

Дальнейшее совершенствование направления по созданию путевых механизмов, способных осуществлять наиболее эффективную машинную подбивку путевого балласта, позволило создать принципиально новую во всех смыслах компактную универсальную выправочно-подбивочно-рихтовочную машину МПРУ, оснащённую в базе полноценным рабочим органом для одиночной замены шпал. Данная уникальность машины заключается в её несомненных универсальных способностях, которые позволяют без перенавески рабочих органов выполнить весь комплекс механизированной выправки и стабилизации пути с одновременным уплотнением балластного основания под шпалами, а так же при необходимости произвести ремонт рельсошпальной решётки.

С 2009 года в модельном ряду предприятия появилась принципиально новая универсальная путевая машина МПРУ с двигателем экологического класса ЕВРО-3, гидроходом, электронным управлением, уникальными характеристиками и выполняемыми операциями. Её экономическая выгода при эксплуатации заключается в том, что не надо останавливаться и менять навесное оборудование для выполнения таких работ как: подъем и выправка пути, замена шпал и подбивка шпал (уплотнение балласта).

На предприятии постоянно ведутся работы по совершенствованию конструкции давно выпускаемых путевых машин ППРМ, МПРП, МСШУ-4, МСШУ-5. Модернизации подвергаются не только внешне видимые части кабины, капоты но и гидравлические схемы приводов, трансмиссия, органы управления. А хорошо зарекомендовавший себя прицепной подбивочный модуль МПЛ получил более мощный двигатель ЕВРО-3 с отключаемым сцеплением и электронным управлением. Совершенствуется и конструкция, теперь подбивочные блоки оснащены более мощными гидромоторами, и создана новая подвеска.

В 2013 году ИстМЗ заключил партнёрские отношения с зарубежным производителем путевой техники и оборудования для железных дорог – компанией NORDCO.

Конструкторский коллектив ИстМЗ, используя средства автоматизированного проектирования и подготовки производства, существенно продвинулся в разработке новой техники и внедрению прогрессивных технологий. Сегодня Истьинский машиностроительный завод сосредотачивает свой производственный потенциал на создании новых российских путевых машин, отвечающих современным стандартам и тенденциям железнодорожного машиностроения.

Категория: Трудовая летопись России | Добавил: lunev2009 (19.11.2022)
Просмотров: 211 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]