Главная » Статьи » Клуб трудовой славы » Трудовая летопись России

Рязанский станкостроительный завод. Этих дней не смолкнет слава

21.12.1949

 

 История Рязанского станкостроительного завода берёт своё начало 18 февраля 1944 года. В этот день руководство СССР приняло решение о строительстве нового завода в городе Рязани.

Однако днём рождения Рязанского станкостроительного завода является

  21 декабря 1949 года – дата выпуска первого  станка.

Панорамный снимок станкозавода. Видна только третья часть завода. Общая площадь 52 га.

 

Летом 1944 года начали готовить строительную площадку на северо-западной окраине Рязани. 

В 1946 году  из Германии в Рязань доставили 604 вагона , в которых находилось оборудование   танкового  завода Круппа. Также было доставлены металлические фермы будущих цехов. В строительстве завода, по грубым подсчетам, принимали участие 10 тыс. человек. 

Для запуска в производство был выбран токарно-винторезный станок Московского станкостроительного завода "Красный пролетарий" модели ДИП 400. Перед рязанцами была поставлена задача усовершенствовать станок и по возможности разработать новую конструкцию, т.е. создать современный станок. 

Отдел главного конструктора РСЗ предложил новаторские решения, которые не применялись еще в отечественном станкостроении, а в заграничных станках подобные решения появились только в  опытных образцах. 

Сжатые сроки проектирования и изготовления налагали большую ответственность на конструкторов при ведении станка в производстве. Требовалась слаженность всех служб завода, точность изготовления, соблюдения напряженного графика. При контрольной сборке станка обнаруживались и немедленно исправлялись ошибки. Конструкторы, технологи, слесари-сборщики, рабочие других служб именно в это время стали настоящим коллективом, спаянным одной целью, - построить первый рязанский станок.

Первый станок был предъявлен Государственной комиссии уже 21 декабря 1949 года.

Станок 164 установлен на постамент возле главного корпуса завода.

Фото первого токарно-винторезного станка - модель 164

 

50-е годы ХХ века

К началу 1950 года на Рязанском станкостроительном заводе работали уже 1190 человек.

В 1951 году состоялась сдача в эксплуатацию главного корпуса завода.

 

Фото главного корпуса Рязанского станкостроительного завода

Главный корпус Рязанского станкостроительного завода

Следующим станком из гаммы токарно-винторезных стал 165-й, который мог обрабатывать детали диаметром до 1000 мм. В характеристику станка были заложены и возросшее число  скоростей шпинделя и более мощный привод.

В 1953 году начато серийное производств токарного станка 165 . Главная задача конструкторов состояла в том, чтобы по возможности добиться высокого уровня унификации со станком модели 164. Приходилось напряженно работать, чтобы до введения 165-го в серийное производство в 1953 году уровень унификации со станком 164-й модели стал бы действительно высоким. Только 215 наименований деталей этого станка были оригинальными, а 592 наименования унифицированы. На практике это обозначало, что оба станка имели единую технологию изготовления, то есть общие узлы, а значит, легче конструируемые, управляемые и, что немаловажно, более дешевые в изготовлении. 165-е шли на экспорт. Даже спустя 20 лет после введения их в серийное производство тесный и информированный мир станкостроителей услышал слова господина Йошимуры, президента японской фирмы «Томиока Теккошо», о 165-х:

«Во время опробования станков я обратил внимание на то, что советские станки легки в управлении и в некоторых отношениях превосходят модели других стран. Конструкция станков хорошо продумана, приспособлена к техническим нуждам».

А если учесть японскую специфику, где производство замкнуто на себя, то это признание многого стоит.

Примерно в то же время на заводе был собран первый сверлильно-расточной станок для обработки глубоких отверстий. Большая мощность станка позволяла вести сверление и расточку на высоких скоростях. Примечательно, что сборка этого станка велась уже в недавно введенном в действии цехе № 11 главного корпуса завода.

Станок модели РТ293186

Сборка сверлильно-расточного станка для обработки глубоких отверстий. 

Легендарный 1М63

В 1955 году заработал новый, только что сданный в эксплуатацию литейный цех.

В 1956 году Рязанский станкостроительный завод начал выпуск  станков 163 модели. 

В 1968 году начинается производство станка модели 1М63,  который получил мировое признание в 74-ом году на международной станкостроительной  выставке в Чикаго.

Новый станок, заменивший 163-ю модель, превзошел ее по всем самым важным показателям, от удобства и безопасности до надежности и производительности. Его появление дало возможность работать с любыми металлами на абсолютно новом качественном уровне.

Фото токарно-винторезного станка 1м63

Токарно-винторезный станок 1М63.

1М63 Общий вид токарно-винторезного станка

Чем же так примечателен данный станок? В первую очередь,  повышенной жесткостью станины, коробки скоростей, суппорта, что позволило повысить виброустойчивость станка и обеспечить  возможность работы на высоких скоростях резания с применением резцов из быстрорежущей стали или оснащенных пластинами из твердых сплавов при обработке деталей из черных и цветных металлов. 
 

Суппорт токарно-винторезного станка 1М63

Суппорт  и фартук токарно-винторезного станка 1М63


 

Фартук в сборе токарно-винторезного станка 1М63

Фартук в сборе токарно-винторезного станка 1М63

Фартук в сборе токарно-винторезного станка 1М63. Скачать в увеличенном масштабе


 

Коробка подач в сборе токарно-винторезного станка 1М63

Коробка подач в сборе токарно-винторезного станка 1М63

Коробка подач в сборе токарно-винторезного станка 1М63. Скачать в увеличенном масштабе


 

Верхний суппорт в сборе токарно-винторезного станка 1М63

Верхние поворотные салазки токарно-винторезного станка 1М63.

Благодаря конструктивной жесткости элементов, а также и техническим особенностям станка в сочетании с использованием твердосплавных резцов  даже на повышенных скоростях можно эксплуатировать оборудование на пределе его возможностей, обрабатывая различные металлы. Мощность двигателя и достаточное количество скоростей резания сохраняют высокий уровень эффективности при обработке любого металла.

Сменные зубчатые колёса гитары позволяют настроить нужный шаг резьбы.

Гитара токарно-винторезного станка 1м63

Гитара токарно-винторезного станка 1М63.

 

Многофункциональный механизм 22-ступенчатой коробки скоростей дает возможность реверсивного движения суппорта. К тому же, он позволяет увеличить шаг резьбы. Стоит также упомянуть и про механизм, тормозящий шпиндель. Для его активации на пульте управления есть соответствующая кнопка.

Встроенная в закрытый фартук система смазки представляет собой распределитель масла и специальный насос, оборудованный фильтром с тонкостью в 120 мкм, что обеспечивает поступление в узлы только чистые смазочные составы.

 

Технические характеристики  токарно-винторезного станка 1М63

Наименование параметра 163 1М63 1М63Б 1М63М 1М63Н
Основные технические данные станка          
Класс точности по ГОСТ 8-82 Н Н Н Н Н/П
Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над станиной, мм 630 630 630 630 630
Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над суппортом, мм 350 350 350 350 350
Наибольший диаметр заготовки устанавливаемой над станиной, мм 700 700 700 700 700
Наибольший диаметр заготовки устанавливаемой над выемкой, мм 900 900 900 900 900
Высота центров, мм 315 315 315 315 315
Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой в люнете, мм         20...350
Наибольшая длина устанавливаемой детали РМЦ, мм 1400 1400 1400 1500 1500
Наибольшая масса обрабатываемого изделия, кг   2000     3500
Шпиндель          
Мощность привода главного движения, кВт 13 13 15 18,5 15
Частота прямого/ обратного вращения шпинделя, об/мин 10...1250
18...1800
10...1250
18...1800
10...1250
18...1800
12,5...1600 10...1250
18...1800
Диаметр отверстия в шпинделе, мм 70 70 70 80 80, 105
Центр в шпинделе по ГОСТ 13214-79 Морзе 6 Морзе 6 Морзе 6 Морзе 6 Морзе 6
Конец шпинделя по ГОСТ 12593-72 8 М 8 М 8 М 8 М 11 М
Размер внутреннего конуса шпинделя по ГОСТ 25557-82       100 100, 115
Количество прямых/ обратных скоростей шпинделя 22/ 11 22/ 11 22/ 11 22/ 11 22/ 11
Наибольший крутящий момент на шпинделе, кНм       3,3 3
Торможение шпинделя есть есть есть есть есть
Подачи          
Наибольшее перемещение продольное/ поперечное, мм 1260/ 400 1260/ 400 1260/ 400 1360/ 400 1350/ 400
Наибольшее перемещение резцовых салазок, мм 220 220 220 220 220
Количество подач продольных/ поперечных/ резцовых салазок 32/ 32/ 32 44/ 44/ 44 32/ 32/ 32 32/ 32/ 32 32/ 32/ 32
Пределы рабочих подач продольных/ поперечных/ резцовых салазок (1-й ряд)   0,064...1,025
0,026...0,38
0,06...1,0
0,024...0,37
0,019...0,31
0,06...1,0
0,024...0,37
0,019...0,31
0,06...1,0
0,024...0,37
0,019...0,31
Пределы рабочих подач продольных/ поперечных/ резцовых салазок (2-й ряд)     0.084...1,4
0,034...0,518
0,027...0,434
0.084...1,4
0,034...0,518
0,027...0,434
0.084...1,4
0,034...0,518
0,027...0,434
Пределы/ количество шагов метрических резьб, мм 1-192/ 56 1-192/ 56 1-224/ 47 1-224/ 46 1-224/ 47
Пределы/ количество шагов дюймовых резьб, ниток/дюйм 24-0,25/ 33 24-0,25/ 33 28-0,25/ 31 28-0,25/ 31 28-0,25/ 31
Пределы/ количество шагов модульных резьб, модуль 0,5-48/ 55 0,5-48/ 55 0,25-56/ 37 0,25-56/ 37 0,25-56/ 37
Пределы/ количество шагов питчевых резьб, питч диаметральный 96-7/8 /52 96-7/8 /52 112-0,5/ 30 112-0,5/ 30 112-0,5/ 30
Скорость быстрых перемещений продольных/ поперечных, м/мин 3,6/ 1,3 4,5/ 1,6 4,5/ 1,6 4,5/ 1,6 5,2/ 2
Наибольшее усилие резания при продольной/ поперечной подаче, кН       2,22 6,80/ 3,7
Цена деления лимба при продольном/ поперечном на диаметр перемещении, мм 1/ 0,05 1/ 0,05 1/ 0,05 1/ 0,05 1/ 0,1
Перемещение на оборот лимба при продольном/ поперечном перемещении, мм 300/ 5 300/ 5 300/ 5 300/ 5 200/ 5
Цена деления лимба при перемещении резцовых салазок, мм 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
Перемещение на оборот лимба при при перемещении резцовых салазок, мм 5 5 5 5 5
Задняя бабка          
Наибольшее перемещение пиноли, мм 240 240 240 240 220
Электроборудование станка          
Количество электродвигателей на станке 3 3 3 3 3
Электродвигатель главного движения, кВт/ об/мин 14/ 1450 13/ 1460 15/ 1460 18,5/ 1465 15/ 1465
Электродвигатель быстрых перемещений, кВт/ об/мин   1,1/ 1400 1,1/ 1400 1,1/ 1400 1,1/ 1420
Электродвигатель насоса СОЖ, кВт/ об/мин   0,12 0,12/ 2800 0,12/ 2800 0,18/ 3000
Суммарная мощность электродвигателей, кВт         16,22
Габариты и масса станка          
Габариты станка (длина, ширина, высота), мм 3550 х
1740 х
1275
3530 х
1680 х
1290
  1590 х
3655 х
1420
5240 х
1780 х
1550
Масса станка, кг 3800 4300   4400 5750

 

Из истории рязанского станкостроения:

Рязанский станкостроительный завод РСЗ

 

Станки с маркой РСЗ экспортировались в 80 стран мира. На международной выставке в Чикаго в 1974 году станки 1М63 и 16К30Ф308 с ЧПУ пользовались большой популярностью.

За успешное выполнение плана выпуска качественного металлорежущего оборудования завод был награжден (1971 год) Орденом Ленина, многими правительственными и государственными наградами, предприятию вручили восемь переходящих Красных знамен. Кроме того завод награждался международными премиями «Золотой Меркурий» и дипломами международных выставок. 

В 1976 году станку 16К30Ф30 была присвоена высшая категория качества, а на Международной весенней ярмарке в Лейпциге он удостоился золотой медали. В 1970-х годах завод выпускал более 4000 станков в год, из них около 700 на экспорт в 80 стран мира.  

С момента основания РСЗ выпущено более 150 тыс. станков весом до 130 тонн, которые применяются в 80 странах мира. Здесь впервые в Советском Союзе сконструирован ЧПУ-станок с использованием отечественных комплектующих. За почти 70 лет успешной работы в цехах РСЗ собрано свыше 160 000 станков, 30 000 из которых с числовым программным обеспечением, которые поставлялись в 80 стран. 

 

Небольшое добавление.

На следующей фотографии первый в СССР  автоматизированный участок тел вращения АСВ - 30, предназначенный для комплексной механической обработки заготовок типа тел вращения в условиях мелкосерийного и серийного производства. На этом участке я работал мастером в 1980 - 1981 году после окончания Московского станкоинструментального института (СТАНКИН).

Участок АСВ - 30. 

. На участке имеется транспортно-накопительная система (ТНС). Она управляется ЭВМ-ой. По её команде кран-штабелёр доставляет тару с заготовками к станкам. Слева на заднем плане видны стеллажи с тарой.

Но сегодня одного из лучших заводов страны нет. Нет и многих других заводов. Нет и великой державы! И это трагедия и самой страны, и, конечно, трагедия и боль лично моя, да и ваша тоже. 
Вот так на наших глазах с нашего молчаливого согласия уничтожают историю, былое величие великой державы. 

Виталий Лунев

Категория: Трудовая летопись России | Добавил: lunev2009 (25.01.2023)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]