Главная » Статьи » Патриотичекий клуб » Национальная идея России

Истоки и корни патриотизма

Друзья, не даёт покоя один небольшой факт из истории нашего края. Небольшой, но очень показательный для нашего "большого времени". 1940 год. В молодом СССР идёт индустриализация. В стране небывалый экономический подъём. Группа 9-10-классников школы №16 г. Рязани отправляется на экскурсию. Туда, где два века назад начала зарождаться отечественная промышленность. Ребята хотят "прикоснуться" к славному прошлому и своими глазами увидеть это "начало".
"По заданию Рязанского областного историко-краеведческого музея 6–13 июля 1940 г. группа учащихся 9 и 10 классов средней школы №16 г. Рязани в количестве 15 человек под руководством учителя К. Р. Крылова совершила экскурсию «К истокам рязанской промышленности». Юные исследователи посетили села Истье, Столпцы и Коленцы, которые являются местом зарождения рязанской металлургической и металлообрабатывающей промышленности"- это официальная информация того времени.

Почему этот пост имеет патриотический характер?

Друзья, обратите внимание на дату экскурсии: июль 1940 года. Через год - самая разрушительная и бесчеловечная война двадцатого века и пока в мировой истории. Её результат хорошо известен: мы смогли выстоять и победить. Победить немыслимой ценой. И основной вклад в победу внёс наш народ. Народ - ПАТРИОТ. Сегодня верхи говорят о патриотизме. Но патриотизм  ПАТРИОТИЗМу не товарищ. Чтобы патриотизм стал ПАТРИОТИЗМом, нужно верхам работать по-настоящему, вкалывать, а не просто призывать к патриотизму. Поэтому и привёл я этот пример, так как прикосновение к нашим истокам во время таких экскурсий закладывает тот мощный фундамент в человека. Человека - ПАТРИОТа.

 

И ещё один маленький пример.

 

В 1969 году учеников Истьинской средней школы Старожиловского района отправили на экскурсию в город - герой Волгоград. Не буду описывать   те эмоции, впечатления, переживания, потрясения от увиденного. Могу сказать одно: такие экскурсии сегодня просто необходимы. Ну и конечно побывать в сёлах Истье, Столпцы, Коленцы тоже советую. Не повредит. Тем более, что пока там ещё кое-что осталось от былого величия.

Маршрут экскурсии:

 6/VII-40 г. – Переезд Рязань – д. Быково (база);

7/VII-40 г. – Поход Быково – Истье – Ямы и обратно;

8/VII-40 г. – Поход --------------,,------------;

9/VII-40 г. – Поход Быково – Столбцы – Коленцы;

10/VII-40 г. – Возвращение из Коленец через Полубояриново – Лукино – Быково;

11/VII-40 г. – Обработка материалов;

12/VII-40 г. – --------------,,----------------;

13/VII-40 г. – Переезд д. Быково – Рязань.

Состав группы экскурсии:

1.Руководитель – учитель К. Р. Крылов

2.Староста – ученик Матвеев Б.

3.Комсорг и физкультурник – Макаров В.

4.Санитар – Павлова Ю. (Юлия).

5.Массовик – Савельева.

6.Фотограф – Рыбкин.

7.Хозяйственная комиссия – Иванов, Кожевникова, Божьева (Шура).

8.Зав. экск. оборудованием – Попков. Абанин, Лукашев, Голубкина (Ант), Сардонникова, Вольхина. 

 Вся группа была разбита на звенья для собирания материала и обработки его по темам:

1.История промышленности: Макаров, Матвеев, Абанин, Савельева

2.Быт рабочих – Божьева, Голубкина

3.История рудного дела близ дер. Ям – Попков, Лукашев

4.Фольклор – Павлова

5.Маршруты – Савельева, Павлова

6.Обработка подъёмного материала, Фотографирование, обработка фотоматериала – Рыбкин, Иванов– Иванов.

Походов сделали около 35 км.

Прилагаются следующие материалы: 1. История Истьинского завода, Столпянской и Коленцевской фабрики. 2. Добыча руды около д. Ям. 3. Жизнь и условия работы рабочих. 4. Маршруты. 5. Схемы расположения плотин и фабрик. 6. Фотоснимки. 7. Подъёмный материал. Составил староста Б. Матвеев.

Далее краткие выдержки из отчёта школьников об экскурсии. Орфография и пунктуация школьников сохранена.

История Истьинского завода

Записали уч-ки Рязанской средней школы №16 10 кл. Виктор Макаров и Николай Абанин.

По заданию областного историко-краеведческого музея, мы, ученики 9-х и 10- х классов 16 средней школы 6/VII–40 г. отправились посетить те места, где впервые зарождалась рязанская промышленность. По словам старого рабочего Истьинского завода тов. Романцова следует предполагать, что начало развития рязанской промышленности надо отнести к временам царствования Алексея Михайловича. Первым, кто нашёл сырьевую базу будущего завода, по словам И. Я. Романцова, является бежавший с Урала или Тулы горнозаводской рабочий. Зная руду, а здесь она в некоторых местах, очевидно, выходит на поверхность, заметил её, и желая разбогатеть, организовал мелкое рудное производство. [Л. 8 об.] Во время Петра I в СанктПетербурге, с целью ознакомления с промышленностью России, была организована выставка. Просматриявая экспонаты выставки, Петр I обратил внимание на мягкий гибкий прут железа. В том же году узнав, что прут послан истьинскими рабочими, которые производят этот продукт в малом количестве за неимением достаточного колличества рабочих, пишет Меньшикову: «Сашка, вышли на Истье 200 ворьёв» (за верность не ручаюсь).

Первая домна, следов которой нам не удалось обнаружить, также как и не удалось определить дату её постройки, была по рассказу И. Я. Романцова, примитивна. Доменные цеха приводились в действие системой водяных колес (схема прилагается). Примерно в 30-40х годах прошлого столетия домна эта была взорвана водой прорвавшейся плотины. Рассказывают, что  паводок был настолько сильным, что плотина еле сдерживала избыток воды, ежеминутно грозя прорвать плотину и залить домну. Предприниматель, желая удержать водную энергию вопреки просьбе рабочих, не спускал воду. Плотина была прорвана, домна затоплена и в результате этого взорвалась. При этом погибло 300 рабочих. Рабочие, возмущённые препринимателем, жизнь людей для которого была дешевле водной энергии, подняли бунт. Но и здесь, как всегда, рабочие не имели своей партии, которая руководила бы ими, терпят поражение, последовала жестокая расправа, а именно, бунтарей секли розгами до потери сознания, и ссылали. Плотина прорвана, но восстанавливать её никто и не собирался, а была построена новая, и на ином [Л. 10] месте другая домна, следы которой сохранились и до настоящего времени. Осмотр этой домны показал примерно следующую картину: старая полуразвалившаяся домна, в прошлом работала на водной энергии, но не при помощи водяных колёс, как первая, а была сооружена турбина. На одном из камней её основания была обнаружена нами высеченная дата 1843, этот год, очевидно, и надо считать годом  постройки второй известной сдешним рабочим домны. Дальнейший осмотр показал, что приблизительная ширина стен домны вместе с футеровкой (обмуровкой) достигает 5 метров, её высота точно не установлена, но надо полагать, что она значительна и достигала метров 25. Отдельный кирпич этой домны имеет длину, равную 26 см, ширину, равную 12, 5 см, и высоту – 8 см.

Во второй половине 19 века на Истьинском заводе вырабатывались гвозди, и катались рельсы для строительства Уральской железной дороги, рельсы эти сохранились и до  настоящего времени. Массивные и неуклюжие. Позднее этот завод купил Петр Губонин и при нём на заводе уже тянут проволоку, говорят, что она была тоньше женского волоса. Но вот наступил промышленный кризис. Умирает Губонин, предприятие переходит в руки сына, а сын, желая получить страховку за плотину, подкупает одного из рабочих и тот взрывает её. Энергии нет, предприятие заглохло. И лишь в 80-х годах прошлого столетия в связи с постройкой английскими мастерами новой, почти современной домны, завод вновь пришёл в действие. Цехи этой домны уже работали паром и сконцентрированы в одном месте. Руда и уголь ссыпались сверху, при помощи подъёмников, а подвозились на вагонетках. Обтягивали её уже металлические кольца. Составил староста Б. Матвеев.

 

История Столпянской и Коленцевской игольных фабрик

12/VII–1940 г. Записали ученики Рязанской средней школы №16 10 кл. Виктор Макаров и Николай Абанин

Столпянская и Коленцевская ф-ки возникли на базе Истьинской металлургической промышленности. Эти ф-ки включались в группу Истьинских заводов. Первая ф-ка была построена в Столбцах. Она была  расположена на левом берегу р. Итьи, впадающей в реку Проню и работала сначала на колесной, потом – турбинной системе. В период весны ф-ка работала на паровом двигателе. В настоящее время от плотины сохранились только остатки свай и дамба. На ф-ке делали иголки Но в результате примитивной обработки их, иголки получались непрочные и крупного размера. На правом берегу реки Итьи, рядом с плотиной была точильня. На точильне обрабатывались иголки. При снятии верхнего слоя земли на месте точильни было найдено несколько образцов игл. Здание фки было трёхэтажное. В настоящее время третий этаж снят, а в остальных 2-х находится школа. Всё это записано со слов Фёдора Николаевича Полосина. Ему сейчас 60 лет, он депутат Столпянского сельсовета. О Столпянской ф-ке мало осталось воспоминаний. По-видимому более позже была построена игольная ф-ка в Коленцах на р. Проне. Эта ф-ка была усовершенствованней, чем в Столбцах. Сначала машины ф-ки приводились в движение водяными колесами, а в 1883 г. была пущена турбина, построенная инженером Архангельским. Им же были завезены на ф-ку заграничные машины, предназначенные для изготовления игл. Во время разлива р. Прони и ремонта турбины машины ф-ки приводились в движение паровым двигателем (последние годы существования). С 1883 г. также были введены паровое отопление, вентиляторы, водопровод. Обо всём этом мы узнали у бывшего рабочего этой ф-ки Егора Ивановича Сомова, которому 80 лет. Коленцевская ф-ка занималась изготовлением не только игл, но и проволочных канатов. Тут же на ф-ке тянули проволоку, часть которой шла на изготовление игл. Иглы изготовляли разных размеров. По словам Е. И. Сомова, игла проходила 24 процесса обработки. Вот, например, некоторые из этих процессов: 

1. Вытягивание проволоки для игл.

2. Резка на определённую величину.

3. Обтачивание обеих концов.

4. Пробивка ушек.

5. Отшлифование ушков.

6. Цементирование, закалка игл и браковка игл.

Фабрика, по словам Е. И. Сомова, выпускала в месяц до 40 миллионов игл. В настоящее время сохранились турбина, плотина и часть зданий ф-ки. При помощи турбины приводятся в движение крупорушка и мельница, а здания заняты колхозом. При осмотре чердака  фабрики найдено несколько образцов игл и булавок.

Записали уч-ки Ряз. сред. шк. №16 Борис Матвеев (10 кл.) Юрий Лукашев (9 кл.)

 

 История добычи железной руды в Истье (близ д. Ям)

Истьинский завод работал на руде, залегаемой недалеко от территории завода (в 2х км на С.-В.). Эта руда добывалась и плавилась, вероятно, и до Петра I. Чугун, железо и сталь получались превосходного качества. Добыча руды производилась самым примитивным способом. Площадь рудоносного места, по словам рабочего Истьинского завода И. Я. Романцова, равна 4 000 га. Эта площадь на всём своем протяжении изрыта ямами – остатками прошлой разработки, отсюда и название – «Ямы». На этих разработках – Ямах раскинулась деревня «Ямы». Романцов рассказывал, каким образом образовалась эта деревня: первоначально у ям поселился сторож, а впоследствии здесь построились и рабочие, т. к. им приходилось ходить на работу за 5-6 км, а тут рукой подать. Усадьбы очень неудобны, т. к. изрыты ямами. Все место  под ямами занимается выгоном.

Таков вкратце рассказ об этой экспедиции 1940 года.

Категория: Национальная идея России | Добавил: lunev2009 (10.01.2023)
Просмотров: 121 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]