Мазур (mazur) и Мазурек (mazurek) (то есть маленький мазур), является общим термином для ряда польских народных танцев в тройном метре, которые были изобретены на равнинах Мазовии вокруг Варшавы. Людей области назвали Мазурами; таким образом, танец мазур имеет то же самое название, что и название жителя мужского пола в этой области. Танцы, известные за границей как мазурки, включают больше чем один тип: мазур или мазурек, обертас или оберек, и куявьяк из соседнего района Куявы. Эти танцы связаны общими ритмичными и хореографическими чертами музыки того времени. Название намного моложе, чем танец непосредственно, и вероятно зародилось именно в Мазовии. Этот термин впервые появляется в Музыкальном Словаре Дж. Репеля, изданного в Германии в 1752 году.
Танец уже был известен в 16-ом столетии. В течение 17-ого столетия произошло распространение танца по территории всей Польши и он начал появляться также в соседних странах; отличительные версии этих танцев могли быть найдены в репертуаре сельской местности (народные танцы типа мазурки), и городов (городская мазурка). Август II, Избиратель Саксонии (титул правителей Саксонии) и Король Польши (1697-1733 гг.) очень любил этот танец и вводил его в придворный этикет Германии. После утраты независимости Польши, танец стал фешенебельным и популярным в более высоких социальных кругах Парижа, затем Лондона, и других центров Западной Европы. В 1830-ых и 1840-ых годах, мазурка была самым популярным танцем в Западных салонах; наряду с краковьяком и полонезом, что служило признаком солидарности с угнетаемой польской нацией. Как это ни парадоксально, после разделения Польши, мазурка также стала популярной среди российской аристократии и крестьянства.
Важный факт в истории мазурки – это то, что мазурка является частью в польском государственном гимне. Mazurek Dabrowskiego (Мазурка Дабровского) был создан в 1797 году как Песня Польского Легиона для войск Генерала Яна Дабровского, служившего Наполеону во время его завоевания Европы с надеждой на восстановление независимости Польши. Музыка гимна имеет анонимное, народное происхождение; текст был сочинен Йозефом Выбичи (Jozef Wybicki). Таким образом, быстро изменяющийся, энергичный танец стал национальным символом.
Мазурка впервые возник в Мазовии, от этого он и получил своё название. Мазурка произошла сразу от трёх танцев. Мазурка оказала большое влияние на развитие и становления не только польского танца, но и всей польской культуры. Наиболее известным автором мазурок является поляк Шопен. В своих произведениях он выразил любовь к Родине, свою преданность. Шопеновские мазурки имеют неповторимый стиль, они являются умелой смесью различных видов мазурки. Мазурки принято делить на три вида: лирические, городские и сельские. С 19 века мазурка получила широкое распространение, также она стала бальным европейским танцем. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.
Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.
В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова.
В мазурке Гречанинова два колена, из корторых первое напоминает похоронный марш, а второе — проигрыш песни «Мы с тобой два берега».
|