«Алексею» не повезло, как, скажем, «Ивану». В имени «Иван» – всего два слога и 4 буквы. И есть мягкое приземление в виде фонемы «Н», после долгого полета «И».
В имени «Алексей» совсем другой сценарий. «А» — человек входит на трамплин; «ле» подпрыгивает на трамплине, «ксей» — и острый шлепок в воду. «Пузом»!
Вариация «Леха» напоминает оплеуху. «Ле» — «бретонский замах», который иностранное ухо может настроить на интеллигентский лад. Но последующее «ха» — убивает всю открывшуюся перспективу.
«Алексей» в греческой традиции это человек, который «защищает». В античной Греции это имя никогда не давали при рождении – его нужно было заслужить. Как впрочем, и многие другие имена, которые сегодня мы так легко даем своим детям. Например, троянский царевич Парис получил имя Александр («отражающий мужей») в качестве заслуженной награды после того, как спас в целый остров от вторжения пиратов.
Вообще у греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских… Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.
От обычая этого люди начинают прибегать к германским, нецерковным, именам. Все эти Роберты, Генрихи, Артуры – настоящие баловни судьбы. Как правило, их называют в полном объеме. Звучат они благородно, добавляют индивидуальности. Однако с точки зрения Православия они не дают главного – святого «тезки» на небе.
Как известно, после торжества Христианства имена стали давать при Крещении – в честь святых подвижников. Считалось, что это дает человеку крещеному «небесное покровительство». Но в тоже время это накладывало и серьезное бремя на «имяносителя».
Именно здесь и лежат корни «деформации» имен в Русской традиции. Произошло это не по причине онтологической русской невоспитанности, а из-за страха Божия. Фактически до петровских времен наши предки избегали в повседневной жизни называть себя полными крестными именами, дабы всуе или поступками своими не оскорбить святых. Именно поэтому Иваны стали «Ивашками», «Петры» — «Петрушками», а «Борисы» — «Борисками». Именно поэтому на Руси никогда не называли детей «Иисусами». Ну и, конечно, никому в голову бы не пришло назвать церковным именем животное.
Итак, практика «искажения» счастливо дожила до нашего времени. Относиться к этому стоит со смирением. Тем более, что «Кольки», «Тольки» и «Лехи» никак не отменяют покровительство вашего святого. Да, и людей, готовых повторить, к примеру, подвиг Алексей Божьего Человека, сегодня не так уж много.
Алексей Загорский