Главная » Статьи » Исторический клуб » Интересные факты |
Как появился самый известный продуктовый магазин Москвы? Правда ли, что уже тогда собирались строить метро? Как москвичи пережили сильнейший ураган? Чем обогревались люди, работавшие на улицах зимой? И действительно ли на месте памятника Н.В. Гоголю раньше стоял другой монумент? Об этом и не только вы узнаете, если прочитаете статью. Приятного просмотра.
1900 год: новый вокзалВ сентябре открылся Павелецкий вокзал. Своё название он получил в честь конечной станции, города Павелец в Рязанской области. Хотя есть данные, что вплоть до 1941 года вокзал именовался Саратовским. По городу, где располагался главный офис заказчика строительства — Рязанско-Уральской железной дороги. Однако в газетах и на фотографиях часто указывалось название "Павелецкий". Причины создания вокзала были прежде всего экономическими (доставка товаров из южных регионов). Однако важную роль сыграло и то, что в этом направлении было много дачных посёлков, в которых летом проводили время богатые москвичи. Павелецкий вокзал, 1900. С сайта http://www.pastvu.com. Место для здания вокзала выбирали долго. Рассматривали разные варианты в Замоскворечье и даже районе современной Крестьянской заставы. Но в итоге остановились на участке вдоль Садового кольца (Зацепский вал). Архитектором сооружения был Юлиус Дидерихс. Главным украшением стали огромные окна. Да и в целом внешняя отделка была интересной. Внутри удалось создать хорошие условия для пассажиров: залы ожидания, буфеты и др. Это уже более поздняя фотография 1909-1917 годов. Здесь вокзал называется "Саратовским". С сайта http://www.pastvu.com. В 1900 году размер вокзала был намного меньше, чем сегодня. Современные габариты сооружение приобрело во второй половине 1980-х, после реконструкции. К счастью, внешний облик в целом удалось сохранить. Площадь нового здания увеличилась в 6 раз, по сравнению с изначальной. 1901 год: №1 во всём и всегдаВ доме №14 по современной Тверской улице открыл свой магазин Григорий Елисеев. Он назвал его "Магазин Елисеева и погреба иностранных вин". Внутри располагалось пять отделов: заморской гастрономии; бакалейный; кондитерский; тот, где продавали собственную выпечку; фруктовый; а также отдел хрусталя. Интересно, что Елисеев хотел создать искусственный ажиотаж среди будущих посетителей ещё задолго до открытия. Кондитерский отдел в магазине Елисеева на Тверской улице, 1901. С сайта http://www.pastvu.com. Дом на Тверской улице обнесли строительными лесами. Работы, которые там проводили, держались в секрете. Чтобы вызвать у москвичей излишнее любопытство. Покупатели, которые попадали внутрь магазина впервые, были поражены богатым декором и ассортиментом. Желающие могли приобрести оливковое масло, устриц, икру, деликатесы из осетровых рыб, сыры, фрукты, ягоды, специи (в том числе дорогущий шафран) и многое другое. Подвал "Елисеевского" магазина, в котором хранились рыба, икра и сыры, 1901. С сайта http://www.pastvu.com. Елисеев лично контролировал процесс торговли. Например, он придумал выкладывать фрукты и овощи пирамидками, чтобы они смотрелись красивее. Как ни странно, после Октябрьской Революции магазин через какое-то время вернул свою элитарность. С годами он превратился в знаменитый "Гастроном №1". Пожалуй, самый известный продуктовый магазин в СССР. К сожалению, в апреле 2021 года "Елисеевский" закрылся. Что с ним будет дальше, пока неизвестно. 1902 год: как трамвай остановил метро#Москва уже тогда могла получить собственный метрополитен. Он к тому моменту появился уже во многих странах мира. Как раз в 1902 году инженеры Пётр Балинский и Евгений Кнорре предложили свой проект невиданного для Российской Империи транспорта. Метро было комбинированным: одни участки проходили над поверхностью, другие — под землёй. Его структура даже чем-то напоминала современное Московское метро. Здесь тоже имелись радиальные линии и подобие кольцевой. Так бы выглядел наземный участок метро на Красной площади, согласно проекту Балинского и Кнорре в 1902 году. Картина художника Николая Казарина из Википедии. Схема метро П.И. Балинского и И.Е. Кнорре 1902 года. Картинка отсюда: https://i110.fastpic.org А так могло выглядеть Московское метро по проекту инженером Балинского и Кнорре около Кремля. Картинка отсюда: https://gge.ru Однако Московская Дума оказалась не в восторге от инженерных изысков Балинского и Кнорре. Основным аргументом против проекта был возможный ущерб городским памятникам. Якобы эстакады метрополитена загородили бы многие храмы и церкви. А также испортили бы вид на не религиозные достопримечательности: Сухареву башню, Красные ворота и Московский Кремль. В итоге инженерам отказали в реализации проекта. Но вышеуказанная причина являлась лишь официальной. Истинным мотивом считается другой. Городские власти лоббировали интересы трамваев и не хотели ввязываться к сомнительные по их мнению мероприятия, когда деньги от трамваев уже текли рекой. 1903 год: "Национальный" шикВ январе для постояльцев открылась гостиница "Националь", которая сегодня располагается в самом начале Тверской улицы. Торжественная церемония состоялась ещё 29 декабря 1902 года, но для всех двери отеля распахнулись только 1 января 1903-го. Раньше на месте шикарной гостиницы было здание, построенное в допетровские времена. Сооружение приобрело известность благодаря трактиру "Балаклава", который располагался внутри. Его залы походили на пещеры, а попасть туда могли только самые влиятельные горожане. Гостиница "Националь", 1903-1913. С сайта http://www.pastvu.com. Проект гостиницы создал архитектор Александр Иванов. Во время строительства использовали современные на тот момент технологии. Например, железобетон и гидроизоляцию. В итоге получилось шикарное сооружение с 160 номерами. Всю мебель, включая сантехнику, привезли из-за границы. Кроме того, в каждом номере был телефон. Жили там в основном члены царской семьи, высокопоставленные чиновники и состоятельные граждане. Стоимость номера за сутки могла достигать 25 рублей. Это больше, чем зарплата земских учителей в то время, например. В 1918 году "Националь" стал 1-м Домом Советов, приняв чиновников новой страны. Гостиница опять заработала по прямому назначению только в 1932-м. На протяжении всего времени она не потеряла престижа и шика. Здесь от всего веет роскошью. Начиная от ресторана, заканчивая декором номеров и видом на Кремль из окна некоторых номеров. 1904 год: унесённые ветром29 июня на Москву обрушилось нечто. Исследователи спорят, что это конкретно было, смерч или же ураган. Однако всё это не столь важно, когда природа несёт за собой такие разрушения, как в 1904 году. Современники описывали явление так. Сначала пошёл сильный дождь, потом сменившийся градом. Небо затянуло чёрными низкими тучами, через которые пробивались яркие вспышки молний. Также многие видели большую воронку. Она сметала всё на своём пути. Последствия урагана на современной Золотой улице недалеко от метро "Семёновская". Тогда там было что-то вроде пункта сбора ассенизаторов (золотарей), людей, которые вывозили городские нечистоты, 1904. С сайта www.pastvu.com. Парк "Сокольники" после урагана, 1904. С сайта http://www.pastvu.com. Уничтоженная Анненгофская роща после урагана, 1904. С сайта http://www.pastvu.com. В результате урагана погибло несколько десятков (где-то пишут о сотнях) человек. Общий ущерб городу составил около 1 млн. рублей. Больше всего пострадал восток и юго-восток Москвы. Самые масштабные разрушения произошли в Сокольниках, Карачарове и Лефортове. Там безжалостный смерч уничтожил знаменитую Анненгофскую рощу. Она простиралась от 1-го Краснокурсантского проезда до МЭИ (современные места, чтобы было понятнее). В итоге от прекрасного леса осталось только несколько поваленных деревьев. 1907 год: первые автобусы30 июля в Москве начал работать первый автобусный маршрут. Правда носил он пригородный характер. Пассажиры могли доехать от Марьиной Рощи до Останкина. Произошло это по инициативе графа Александра Шереметева. Он был наследником знатного рода и собственником земельных владений в Останкине. Внешне средство передвижения не было похоже на современный автобус. Автобус немецкой марки "Daimler" в Останкине, 1907. С сайта http://www.pastvu.com. Такой же автобус, но уже в Марьиной роще, 1907. С сайта http://www.pastvu.com. Оно представляло собой нечто среднее между тележкой и машиной с навесом. На вид это был исключительно летний #транспорт . Неудивительно, что ходил автобус только в тёплое время года. Стоимость проезда составляла 15 копеек. В следующем году открылось ещё два маршрута. От Петровского парка до Покровского-Стрешнева и от Семёновской площади до Измайловского парка. Но в целом широкого распространения тогда автобусы в Москве не получили. Как и в ситуации с метро, слишком сильны были позиции трамваев. Городские власти просто не хотели создавать им конкуренцию. 1908 год: железнодорожное кольцо20 июля начала работать Московская окружная железная дорога. Первые поезда по ней запустили ещё годом ранее. Однако тогда комиссия признала сооружение неудачным из-за технических недоделок на некоторых участках и слабой инфраструктуры для обслуживающего персонала. Пришлось устранять пробелы. Интересно, что сначала кольцо находилось в подчинении Николаевской железной дороги, правление которой находилось в Петербурге. Лишь в 1916 году её передали Московско-Курской дороге, потому что руководство просто не могло адекватно решать проблемы из другого города. Участок Окружной железной дороги там, где сейчас проходит Третье кольцо и Андреевский мост через Москву-реку, 1908. С сайта http://www.pastvu.com. Идея строительства Московской кольцевой железной дороги возникла ещё во второй половине 19 века. Это было важно для дальнейшего развития первопрестольной. Существовавшие железнодорожные маршруты уже не так хорошо справлялись с поставленной задачей. Вплотную начали заниматься вопросом только после коллапса зимой 1894-1895 годов. Он возник из-за недостаточной пропускной способности Московской железной дороги.
Торжественное открытие движения по Московской окружной железной дороге около современной улицы Панфилова. Тогда платформа называлась "Серебряный бор", 1908. С сайта http://www.pastvu.com. Строительство начали в 1902 году. Но из-за войны с Японией и волнений в стране, полностью задуманное не реализовали. Сделали только пути для грузового транспорта. Пассажирское движение отложили до лучших времён. Интересно, что в 1917 году Окружная железная дорога стала официальной границей Москвы. Сегодня она используется для пассажирских перевозок и является частью системы общественного транспорта столицы. 1909 год: душевный кризис на ГоголевскомВ апреле появился новый памятник, в самом начале Пречистенского бульвара. В те времена так именовался Гоголевский. И монумент открыли в честь столетнего юбилея писателя, который и подарил в будущем название этому отрезку Бульварного кольца. Н.В. Гоголь очень любил прогуливаться здесь. Поэтому с местом определились быстро. А с идеей вышло немного дольше. Желание воздвигнуть памятник писателю возникло после открытия в 1880 году скульптуры А.С. Пушкина напротив Страстного монастыря. В конкурсе, который прошёл в 1902 году, участвовали 46 проектов. В итоге победил вариант Николая Андреева. Кстати, в разработке самого постамента участвовал архитектор Фёдор Шехтель. Конструкцию украсили барельефами героев "Ревизора", "Петербургских повестей", "Миргорода" и "Мёртвых душ". В целом, памятник вышел несколько грустным. Скульптор хотел запечатлеть Гоголя во времена душевного кризиса. Поэтому тело писателя сгорблено, а голова опущена вниз. Торжественное открытие памятника Н.В. Гоголю 26 апреля 1909 года. С сайта www.pastvu.com. Памятник Н.В. Гоголю. На постаменте модно увидеть барельефы героев произведений писателя, 1909. С сайта http://www.pastvu.com. Памятник Н.В. Гоголю 1909 года сейчас стоит около Никитского бульвара, 2020. Фото отсюда: https://cr2.livejournal.com Мнения о памятнике среди общественности разделились. Одни говорили, что скульптура слишком мрачная и депрессивная. Ей не место в центре города. Другие считали видение Андреева новаторским и заслуживающим похвалы. Монумент просуществовал до 1951. В следующем году его заменили новым памятником авторства скульптора Николая Томского. "Старый" Гоголь теперь стоит во дворе дома писателя на Никитском бульваре. | |
Просмотров: 66 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |