Главная » Статьи » Исторический клуб » История вещей |
Накануне первомайских праздников мы решили вспомнить об истоках культа дачи в России и о том, какую роль загородные резиденции играли в жизни русских монархов. Накануне начала дачного сезона мы решили вспомнить об истоках культа дачи в России и о том, какую роль загородные резиденции играли в жизни русских монархов. Историю возникновения дачи ошибочно связывают с Петром I. Считается, что царь-реформатор ввел новую практику – даровать своим приближенным земельные участки под строительство усадеб недалеко от Петербурга. Однако дачи появились задолго до Петра Великого. Дача как валюта
Последняя плеяда Рюриковичей – Иван III, Василий III, Иван Грозный – сделали «дачу» главным средством в своей борьбе с боярскими кланами. И вот почему. «Дача» (что в переводе означает «подарок») была основной валютой для расплаты со служилым сословием, мелкопоместным дворянством, которое первые русские цари пытались перетянуть на свою сторону в противостоянии с влиятельными удельными князьями. Своей кульминации эта практика достигла во времена опричнины, когда Иван Грозный, из-за нехватки свободных земель в государственным фонде, стал отчуждать родовые вотчины у бояр и передавать их опричникам. Знаменитые походы на Новгород и Псков также во многом были связаны с завоеванием новых дачных мест. Надо сказать, что дача дарилась не навсегда, а давалась на время службы. Только Петр I ввел практику передавать загородные земельные участки в безвременное пользование. Однако сегодняшнее понимание дачи и сопутствующей ей культуры отдыха почти никак не связано с «казенными» принципами земельных подарков. Благодатное место В допетровской Руси к загородному местопребыванию было отношение серьезное и ответственное. Примером здесь может служить Иван Грозный, которого мы вправе назвать царем-дачником. Большую часть своего царствования он провел не в Кремле, а в своих загородных резиденциях: в замке на Неглинной, Александровской слободе, селе Коломенском, Старице… Надо сказать, что царская «дача» должна была располагаться в так называемом благодатном месте, а не просто красивом ландшафте. К выбору места привлекались как «святые люди» (монахи, отличившиеся прозорливостью, юродивые), так и «геоманты» (знатоки местного «фен-шуя») и астрологи. Старица. Фото С. Прокудина-Горского Часто резиденции возводились в местах, связанных с легендами о каком-нибудь чуде. Например, город Старица (нынешняя Тверская область), который Иван Грозный отнял у своего двоюродного брата Владимира Старицкого, был возведен на месте, на котором жила отшельница, прославившаяся своими чудесами. Коломенское Одной из любимых «дач» Ивана Васильевича было Коломенское. Со времен Ивана Калиты это село являлось вотчиной Московских великих князей и считалось местом силы. Иван Грозный имел обычай каждый год праздновать в Коломенском дворце свои именины. По легендам династии Даниловичей считалось, что здесь обитает гений их рода. Вероятно, о сверхъестественной природе села Коломенского хорошо был осведомлен и царь Алексей Михайлович, который построил здесь грандиозный дворец. Злые языки тогда говорили, что Романовы таким образом хотят задобрить дух московских Рюриковичей. Но судя по дальнейшим историческим событиям, задобрить не удалось. Александровская слобода Александровский Кремль. Фото С. Прокудина-Горского Несмотря на гарантированную поддержку «гения рода», в качестве центра своего Опричного двора Иван IV выбрал не Коломенское, а Александровскую слободу. Здесь царь прожил почти 10 лет. Слобода начала осваиваться еще Василием III, который решил создать альтернативу Коломенскому. Доподлинно неизвестно, почему выбор пал на Александров. Как правило, историки пишут, что Василий III был восхищен красотой местной природы, богатством охотничьих угодий и близостью к Троице-Сергиевой Лавре. Надо сказать, что мест, соответствующим этим стандартом набралось бы не менее десятка. Причем некоторые из них смотрелись куда выигрышнее Александровской Слободы. Значит, была еще какая-то особенность у этой вотчины, которая побудила Великого Московского князя построить здесь одну из самых грандиозных загородных резиденций в Европе. На строительство Александровского кремля, которое было закончено в кратчайшие сроки, Василий III пригласил лучших русских и итальянских мастеров. Существуют гипотезы, что именно «премудрые» итальянские инженеры настояли на выборе места, поскольку считали, что на этом месте, а не в Москве, расположен главный нерв Великого Московского княжества, «меридиан власти» на Руси. Иными словами, кто правит Александровской Слободой, тот правит Россией. Вероятно, именно с этим фактом связано переселение Ивана Грозного из Кремля на берег реки Серой. Интересно, что во время Смуты поляки дважды захватывали Слободу, и оба раза это позволяло им вступить в Москву. С потерей же Александровской Слободы они в самом скором времени теряли и Московский Кремль. Экология вместо господства
Нынешняя власть, как и монархи прошлого, предпочитают городской жизни «дачное бытие». Скорее всего, по экологическим соображениям, нежели ради контроля «меридиана власти» или подпитки «гениев рода». В противном случае, стоимость сотки, скажем, в городе Александрове перевалила бы за $30 тысяч. Это, честно говоря, ни может не успокаивать. Куда лучше для нас, когда правители довольствуются только материальными атрибутами власти, а «метафизический» нерв власти покоится под седалищным нервом, дремлющей на стуле смотрительницы музея. С зарплатой 10 тысяч рублей. | |
Просмотров: 698 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0 | |