Никто на этот вопрос точно
ответить не может, "науке это не
известно". Бытует мнение, что гармошка
пришла в Россию из Германии. Однако
абсолютно точно это нельзя утверждать,
поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX
веках и в Германии, и в Австрии, и в Италии,
и во Франции, и даже в Англии.
Академик А.М.Миреку доказывал
ее русское происхождение. Гармоника в
современном виде появилась в Санкт-Петербурге.
Ее отец- чешский инженер Франтишек
Киршник проживал тогда в России и свой--
инструмент продемонстрировал питерцам
в 1783 году. Своему детищу он дал чешское
имя –гармоника. Но теперь это название
,как и "гармошка”, стало в русском
языке разговорным.Официальное
название этого инструмента
- гармонь.
Она быстро стала русским
национальным инструментом. Подкупила
гармошка и звучным голосом, и простотой
обучения игре, и своими "игрушечными” по
тем временам размерами.
Как
устроена гармошка?
Сердцем гармошки являются планки.
Именно планки издают милые сердцу
звуки. Планка - это металлическая рамка,
на которой закреплен металлический язычок.
От размеров язычка зависит высота
звука. Самые низкие звуки издают самые
массивные язычки. Планки с помощью
парафина крепятся в ряд напланочной
рейке, которая в свою очередь
установлена на городушках (целая
система воздушных каналов подводящих
воздух к планкам). С правой и с левой
стороны устройства в принципе
одинаковые. К городушкам воздух
подается через клапаны,
которые открываются посредством
физического давления через кнопочный
механизм на пешки (кнопки).
Пешки выстраиваются на грифах
в ряды (один, два или даже три). Все это (планки,
планочные рейки, городушки, кнопочные
механизмы) находятся в деках(правая
или левая), которые соединены между
собой мехами. Меха имеют
свойство складываться с помощью борин
(8-40 шт.) Такова общая схема устройства
гармони. Но каждая гармошка, конечно же,
имеет в устройстве свои нюансы и
различия
Следующим этапом в развитии
гармони были так называемые
двухрядные гармошки. К этому времени в
предшествующих двухрядке однорядных
гармонях уже начали появляться
дополнительные кнопки. Губная
гармошка является прадедушкой
современной гармони..
Виды
гармошек
. Первыми на Руси стали
изготавливать гармошки тульские
кустари. Их первые тульские
гармошкибыли всего с одним
рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).
Появившиеся вслед за
тульскимисаратовские
гармошкиконструктивно ничем
не отличались от первых, но
саратовские мастера смогли найти
необычный тембр звучания и поэтому
эти небольшие гармошечки приобрели в
народе большую популярность.
Конструкция гармошки
постоянно совершенствовалась.
Вятские кустари расширили диапазон
звучания гармошек (добавили кнопок в
левую и правую руку). Изобретенный ими
вариант инструмента получил название вятской
гармони.
Все перечисленные гармошки
имели особенность - одна и та же кнопка
на разжим и сжим мехов издавала разные
звуки. Все вышеперечисленные гармони
имели одно общее название - тальянки.
Тальянки могли быть с русским или
немецким строем. При игре на таких
гармошках нужно было прежде всего
владеть техникой игры мехами, чтобы
правильно вывести мелодию .
Эту проблему решили ливенские
кустари. На гармонях ливенских
мастеров звук не менялся при смене
меха. Гармошки не имели ремней,
которые перекидывались через плечо. С
правой и с левой стороны короткие
ремни обхватывали кисти рук. У ливенской
гармошки мастера увеличили
количество борин (до 30-40), т.е. меха были
невероятно длинными. Такую гармошку
можно было буквально обмотать вокруг
себя, т.к. при полном растяжении меха
ее длина достигала двух метров.
Следующим этапом в развитии
гармони были т.н. двухрядные гармошки.
К этому времени в предшествующих
двухрядке однорядных гармонях уже
начали появляться дополнительные
кнопки, но на самостоятельный второй
ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку
можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной",
т.к. за каждым рядом кнопок в правой
руке закреплялся определенный
звукоряд. Такие гармошки получили
названиерусские
венки .
В настоящее время все
перечисленные выше гармошки - большая
редкость. Примерно с 50-х годов XX века
тальянки были практически вытеснены
хромками. И сейчас, если у вас
или у знакомых есть гармонь, то на 99,9%
это хромка. Хромки могут быть "порядковыми"
или "непоряковыми". У
непорядковых гармошек с левой стороны
не три, а два ряда кнопок (отсутствует
вспомогательный ряд)
Любая гармошка может
быть одноголосной, двухголосной или
трехголосной, т.е. при нажатии на пешку
звучит одна, две или три планки.