Главная » Статьи » Исторический клуб » Музеи |
Технический музей им. К. Г. Сахарова, пожалуй, одна из главных достопримечательностей города Тольятти. Музей ведет свою историю с 1998 года, когда по инициативе вице-президента ОАО «АВТОВАЗ» К. Г. Сахарова, в мэрии Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АВТОВАЗ» проектирования музея техники». Дизайн-проект музея разработал член Союза художников России, почётный гражданин Тольятти, Марк Васильевич Демидовцев. 7 сентября 2001 года Технический музей ОАО «АвтоВАЗ» был открыт, а после смерти К. Г. Сахарова музей был переименован в его честь. Огромный вклад в создание музея и обеспечение его экспонатами, многие из которых являются уникальными, внёс Сергей Петрович Прохоров, занимавший в то время должность заместителя директора по техническому развитию. Сегодня в музее находится более 500 крупных и около 1700 прочих экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, инженерной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.
Вход в музей. Основную цель создания музея хорошо сформулировал сам Константин Григорьевич Сахаров в 2001 году в своем интервью на открытии музея: «Наш музей не похож на большинство зарубежных музеев, какой, например, есть у «General Motors». Два подобных музея существуют в Германии. Помимо этого, музей Форда в Детройте – все остальные немного другого направления. У немецких коллег присутствует вся советская военная техника. У нас же никто ничего не бережет. Например, мы пытались найти пассажирский колесный пароход, ходивший в 60–70 гг. из Нижнего Новгорода в Тольятти, но не нашли. Все куда-то исчезло, уничтожено, разрушено. Импортное собирать не хочется. Будем собирать свое, российское, отечественное. У нас будет не просто музей, а технический парк: вырастим деревья, создадим инфраструктуру и разместим развлекательные аттракционы, чтобы не пропадало желание идти в музей после того, как там уже побывал. Здесь расположена касса и продают сувениры. До конца по коридору музейное кафе «Виват». В дни больших праздников по территории можно поездить вот в таких удобных вагончиках. А территория действительно огромна – 38 гектаров! На фото – 122-мм гаубица образца 1910/30 годов Вся техника расположена по группам – пушки, танки, инженерная техника, бронетехника, вертолеты, самолеты и прочее. На фото – 203-мм гаубица Б-4М В общем, не спеша можно проходить полдня. На фото – 203-мм гаубица Б-4 Бомбардировщик ТУ-16 Гордостью музея является настоящая подводная лодка Б-307 прокта 641Б «Сом» (1980 год выпуска) На понтонах с помощью двух буксиров лодка прибыла из Кронштадта в Тольятти осенью 2003 года. Руководил переходом мичман Михаил Голотюк, долгое время служивший на этой субмарине. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. Осенью 2004 года лодку вытащили на сушу, а зимой 2005 года по специально созданной дороге длиной 4,5 километра её доставили в музей. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона. Классификация НАТО «Тango», длинна 90,2 м, ширина 8,6 м, водоизмещение надводное 2770 т, подводное 4600 т. Далее танки и куча другой техники. На фото – лёгкий танк Т-70 Немецкий легкий танк чешского производства Panzer 38(t) Средний танк Т-34-85 Т-54-2 Радость каждого поклонника WOT ИС-3 Т-80У с минным тралом АСВП типа «Барс» Понтонно-мостовая машина ПMM на шасси БАЗ-5937 Краз 257 Зил-157 Колесный эвакуационный тягач КЭТ-Т Автомобильная кислорододобывающая станция АКДС-70 предназначена для получения в полевых условиях из атмосферного воздуха жидкого и газообразного кислорода, а также азота. Самопогрузчик 5Ю81М из состава С-200 на шасси ЗиЛ-131 Кабелеукладчик П-286 на базе артиллерийского тягача АТС-59Г Трактор «Универсал» Суровый челябинский трактор «Сталинец» 1954 года выпуска. Средний артиллерийский тягач АТС-59 Пусковая установка 2П19 из состава ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» Бронетранспортер БТР-60П с радиостанцией (слева направо) Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ; боевая машина 9П122 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-2 (1969 год выпуска), боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на базе БРДМ-2 (1970 год выпуска) Гусенечный плавающий транспортёр ПТС-2 Слева: Тропосферная станция Р-410-7,5 – один из автомобилей комплекса. Справа: подвижный радиовысотометр ПРВ-9 (?) Подвижный радиовысотомер ПРВ-17 (1РЛ141), на заднем фоне гостиница-общежитие 15Т118 на шасси МАЗ-543М Бронетранспортёр БТР-152В1 БМ-31 «Андрюша» на базе ЗИС-151 «ГАЗ-АА» Су-17M4 Су-17М Вертолёт Ми-2 Противолодочный вертолёт Ка-27 Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26 Вертолет МИ-24 Вертолёт-кран Ми-10К Справа: спускаемая часть космического аппарата, предположительно Космос 2450 «Машина-общежитие» 15Т118 (на шасси МАЗ-543М)- это один из агрегатов зоны боевого обеспечения ракетного комплекса «Пионер» (известного на Западе как СС-20). В него также входила также машина-столовая 15Т117 Траншейная машина БТМ-3 Экскаватор ЭО-5111Б с оборудованием «прямая лопата» Быстроходная траншейная машина БТМ-4 Грузовой бортовой автомобиль КрАЗ-257Б1 Трубоукладочная машина ТУМ-150В с тягачом трактором К-701 «Кировец» для монтажа комплекта полевого магистрального трубопровода длиной 150 км. Штабной автобус на базе Зил-157 – раритет, большая редкость. Траншейная машина ТМК-2 на базе МАЗ-538 Котлованная машина МДК-2М Ан-2 Грузовой бортовой автомобиль ИФА S4000-1 производства «Народного предприятия Заксенринг» (ГДР) Элементы комплекса С-300. Слева низковысотный обнаружитель (НВО) 76Н6, справа – Радиолокатор подсвета наведения (РПН) 30Н6. Морские артиллерийские установки ЗИФ-31 (слева) и ЗИФ-71 (?) Слева низковысотный обнаружитель (НВО) 76Н6. Седельный тягач на базе БАЗ-6953. Увы, но это не штатный тягач для комплекса, должен быть МАЗ-537. Справа радиолокатор подсвета наведения (РПН) 30Н6 Зенитная установка C-60 100-мм зенитная пушка КС-19 37 мм пушка 1939 года. Билет в эту часть музея покупается отдельно. Здесь можно увидеть гражданскую технику, ракетную технику, артиллерию, ж/д технику, средства десантирования и музейное здание в стиле старого паровозного депо. В начале идут грузовики. Самодельный самосвал на базе МАЗ-200 с использованием самосвальной установки МАЗ-205 Грузовой автомобиль повышенной проходимости Чепель D344 (4х4) ЗИЛ-164А БЕЛАЗ-7522 Зил-164 Далее начинается ракетная техника. Транспортная машина 2Т3М на базе седельного тягача ЗиЛ-131В из состава ракетного комплекса Р-17 Эльбрус Транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т29 тактического ракетного комплекса 9К52 Луна-М на базовом шасси ЗиЛ-135ЛМ Тут же, до кучи – самоходная пусковая установка СПУ-143 на базе тягача БАЗ-135МБ из состава комплекса ВР-3 с беспилотным летательным аппаратом для ведения тактической воздушной разведки Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 на базе тягача БАЗ-135МБ из того же комплекса ВР-3 Агрегат из состава РК «Пионер» на шасси МАЗ-547А с весовым макетом, который по массе и расположению центра тяжести соответствует нагрузке реальной самоходной пусковой установки или транспортно-заряжающей машины. Такие машины использовались для обучения механиков-водителей и как эвакуационный тягач для СПУ на маршрутах выдвижения. Агрегат 15Т381 из состава РК «Тополь» на шасси МАЗ-7917 с весовым макетом, который по массе и расположению центра тяжести соответствует нагрузке реальной СПУ или ТЗМ. Такие машины использовались для обучения механиков-водителей и как эвакуационный тягач для СПУ на маршрутах выдвижения. Пусковая установка 9П71 ОТРК 9К714 «ОКА», без ракеты. Пусковая установка 5П85С зенитно-ракетного комплекса С-300ПС. Базовое шасси МАЗ-543М. Почему радары от С-300 в одном секторе музея, а ракеты в другом – неизвестно. ЗРК С-125 Зенитно-ракетный комплекс 2К11 «Круг» Пусковая установка 5П72 из ЗРК С-200 Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В системы С-200. БМ-21 Град на базе автомобиля Урал-375Д 300 мм реактивная система залпового огня БМ9А52-2 «Смерчь» Слева муляж БМ-13-80 «Катюша», справа БМ-31-12 «Андрюша» на шасси ЗИС-151 Здание в стиле паровозного депо. Внутри средства десантирования и другие экспонаты. Гидросамолёт-амфибия Че-20М Кабина штурмовика Су-25 Макет всего музея. Территория за подводной лодкой пока не освоена. Натуральный макет шагающего аппарата (1985 год). Разработчик и изготовитель – ВНИИТрансмаш. Макет прошел испытания на склонах вулканов Камчатки. Шасси лунохода (1978 год). Разработчик и изготовитель – ВНИИТрансмаш. Шасси прошло испытания на склонах вулканов Камчатки. 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-C» Газ-66 на десантной платформе В музее подписано как «Парашютно-грузовая система ПГС-500″ ГАЗ-67Б Выходим из здания и попадаем в прошлое.
Я насчитал их здесь пять штук. В моделях не разбираюсь, Википедия говорит, что здесь присутствуют серии «Л», ЭР, «ТЭ», СО17, «ЕА».
Построен на заводе «Маваг» в 1948 году. Тут есть даже настоящий бронепоезд. Хорошо сохранился, сразу видно, что не участвовал в боях.
| |
Просмотров: 912 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |