Главная » Статьи » Исторический клуб » Национальное достояние России

Аничков мост

Вид Невского проспекта от Аничкого моста<br />1750-е гг

Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. В первое время существования этой магистрали (с 1710 года) перевоз через реку здесь производился, по всей видимости, при помощи парома. Но нагрузка на него постоянно росла. Поэтому несмотря на нелюбовь к мостам, в 1715 году Пётр I распорядился устроить здесь постоянную деревянную переправу: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» [Цит. по: 3, с. 395]. Приказ был исполнен к маю следуюшего года. На его исполнение потратили 50 рублей. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.

Мост через Фонтанку стал пограничным для города. Название он получил по фамилии инженер-подполковника М.О. Аничкова, командира построившего мост адмиралтейского «рабочего батальона». Причём название это официально закрепилось за переправой далеко не сразу.

Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер А.М. Девиер докладывал обер-комиссару Канцелярии городовых дел А.М. Черкасскому:

«Понеже я вам моему Государю многократно говорил чтоб мост зделать чрез Фантанную речку… и о том изволил Его царское величество приказать чтоб делать и время уходит, а ничего не зачинано делать. А ежели то не зделано будет вскоре, то остановка в проезде а по першпективой дороге уже стало что нельзя ездить, и о том изволте приложить свои труды» [Там же].

На следующий год за реконструкцию Аничкова моста взялся инженер Герман ван Болес. Это стало одной из первых его забот в Петербурге. В дальнейшем ван Болес прославился как мастер по установке шпилей и устройству разводных мостов. Спустя три года Канцелярия от строений распорядилась покрасить переправу. При этом перила Аничкова моста были выкрашены в красный цвет [3, с. 396].

После смерти Петра I положение его вдовы императрицы Екатерины I не было твёрдым. Ради предосторожности 17 февраля 1726 года она издала указ о постройке у Аничкова моста караульного дома [2, с. 17]. Этот караульный дом располагался на месте дома №66 по Невскому проспекту. У переправы была устроена рогатка (шлагбаум), которая в ночное время перекрывала проезд. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц.

Для того чтобы по Фонтанке могли проплыть суда с высокими мачтами, в 1726 году мост был сделан разводным. По проекту М.Г. Земцова рядом с мостом был построен караульный дом, где солдаты укрывались от непогоды. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Аничков мост разводили и по ночам, дабы в город из леса не забегали волки.

В 1730 году рядом с Аничковым мостом была утановлена триумфальная арка. Её возвели для встречи вступившей на престол императрицы Анны Иоанновны. В 1741 году встречали уже Елизавету Петровну и арку отреставрировали. Триумфальная арка была деревянной и долго не простояла. 24 мая 1751 года был издан приказ о её разборке.

В 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны — подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного.

Вид старого Аничкова моста и дома Нарышкина на Фонтанке
Вид старого Аничкова моста и дома Нарышкина на Фонтанке

В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж.Р. Перроне (ист. № 1 — по проекту Фёдора Бауэра) было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783–1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом.

Спустя 60 лет Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1841 году он перестраивался по проекту инженера И.Ф. Бутаца. Строительные работы были начаты 22 мая, завершены к осени того же года. Новый Аничков мост стал каменным, трёхпролётным. В начале ноября 1841 года на нём были установлены перила и гранитные пъедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы стоило 195294 рубля серебром.

Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года. Современник этих событий писал:

«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».
Невский проспект у Аничкова моста
Невский проспект у Аничкова моста

В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Коней же, по предложению скульптора, установили на западной стороне перестроенного Аничкова моста. С восточной стороны установили их гипсовые копии, выкрашенные краской под бронзу.

Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре. В 1843–1844 годах Клодт выполнил новые скульптуры и установил их на Аничковом мосту. Но вскоре и их подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Весной 1846 года скульптуры были демонтированы и отправлены в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. На Аничковом мосту снова поставили гипсовые статуи. К этому времени Клодт отказывается от установки копий и решает создать две новые композиции, развить сюжет «Покорение коня человеком». В 1850 году этот замысел был завершён. Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга.

Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.

Аничков мост
Аничков мост

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

…Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда…
Все пребывало. Движенья, страданья —
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

В 1902 году состояние Аничкова моста было признано аварийным. Восстановительные работы проводились в 1906–1908 годах под руководством архитектора П.В. Щусева.

Во время блокады Ленинграда конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитна тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму «Лентрублит». Конные статуи возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года.

В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В.Г. Сорин. В 2008 году проводился очередной капитальный ремонт Аничкова моста.


Легенды и мифы

  • Говорят, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сказал: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»
  • Однажды Клодт был вместе с императором на приеме в Берлине. Скульптор взял лошадь напрокат и не справился с ней, в результате потерял шляпу и еле удержался в седле. Но Николай I поддержал соотечественника:  «Ты лучше лепишь лошадей, чем ездишь на них»
  • Рассказывают, что скульптор как-то обогнал повозку с императором, что делать было строго запрещено и Николай I погрозил ему пальцем. Когда второй раз это повторилось, император гневно погрозил скульптору кулаком, а вскоре пришел к нему в мастерскую, оглядел бронзовые скульптуры и сказал: «За этих – прощаю»
  • Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России
  • Загадочна и причина смерти великого скульптора. Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у двух его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине.

Интересные факты

  • Кони, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания – не подкованы. В 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. По легенде, те кони, что смотрят на Литейный, в сторону кузниц, не подкованы, а подкованные кони идут от кузниц
  • В 1739 году Комиссия  по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось
  • Петр Клодт является также автором памятника Николаю I, расположенного рядом с Исаакиевским собором и знаменательного тем, что имеет всего две точки опоры. Скульптор создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду, модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона Большого театра
  • В начале 20 века в Москве у Ипподрома на Беговой аллее установлены композиции коней, выполненные внуком Петра Клодта скульптором Константином Клодтом
  • Чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске, о чем свидетельствует эмблема города на перилах
  • Правильно ударение надо ставить на втором слоге слова Аничков
  • Рядом с Аничковом мостом находятся такие достопримечательности как Аничков Дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Фонтанный двор

 

Аничков мост и народный фольклор

Существует фольклорное название переправы – мост шестнадцати яиц. До 1917 года это был мост восемнадцати яиц, поскольку кроме четырех скульптур у переправы находился еще и городово.

В пору борьбы с алкоголизмом родилось фольклорное выражение «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда – они коней держат».

 

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только в фотоработах, но и во многих произведениях живописи, о нем сложены и стихи. Композиция «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Категория: Национальное достояние России | Добавил: lunev2009 (02.12.2013)
Просмотров: 1023 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]