Главная » Статьи » Исторический клуб » Национальное достояние России |
Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. В первое время существования этой магистрали (с 1710 года) перевоз через реку здесь производился, по всей видимости, при помощи парома. Но нагрузка на него постоянно росла. Поэтому несмотря на нелюбовь к мостам, в 1715 году Пётр I распорядился устроить здесь постоянную деревянную переправу: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» [Цит. по: 3, с. 395]. Приказ был исполнен к маю следуюшего года. На его исполнение потратили 50 рублей. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Мост через Фонтанку стал пограничным для города. Название он получил по фамилии инженер-подполковника М.О. Аничкова, командира построившего мост адмиралтейского «рабочего батальона». Причём название это официально закрепилось за переправой далеко не сразу. Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер А.М. Девиер докладывал обер-комиссару Канцелярии городовых дел А.М. Черкасскому: «Понеже я вам
моему Государю многократно говорил чтоб мост зделать чрез Фантанную
речку… и о том изволил Его царское величество приказать чтоб делать
и время уходит, а ничего не зачинано делать. А ежели то не зделано будет
вскоре, то остановка в проезде а по першпективой дороге уже стало что
нельзя ездить, и о том изволте приложить свои труды» [Там же]. На следующий год за реконструкцию Аничкова моста взялся инженер Герман ван Болес. Это стало одной из первых его забот в Петербурге. В дальнейшем ван Болес прославился как мастер по установке шпилей и устройству разводных мостов. Спустя три года Канцелярия от строений распорядилась покрасить переправу. При этом перила Аничкова моста были выкрашены в красный цвет [3, с. 396]. После смерти Петра I положение его вдовы императрицы Екатерины I не было твёрдым. Ради предосторожности 17 февраля 1726 года она издала указ о постройке у Аничкова моста караульного дома [2, с. 17]. Этот караульный дом располагался на месте дома №66 по Невскому проспекту. У переправы была устроена рогатка (шлагбаум), которая в ночное время перекрывала проезд. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц. Для того чтобы по Фонтанке могли проплыть суда с высокими мачтами, в 1726 году мост был сделан разводным. По проекту М.Г. Земцова рядом с мостом был построен караульный дом, где солдаты укрывались от непогоды. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Аничков мост разводили и по ночам, дабы в город из леса не забегали волки. В 1730 году рядом с Аничковым мостом была утановлена триумфальная арка. Её возвели для встречи вступившей на престол императрицы Анны Иоанновны. В 1741 году встречали уже Елизавету Петровну и арку отреставрировали. Триумфальная арка была деревянной и долго не простояла. 24 мая 1751 года был издан приказ о её разборке. В 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны — подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного.
В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через
Фонтанку по проекту Ж.Р. Перроне (ист. № 1 — по проекту Фёдора Бауэра)
было построено семь однотипных каменных переправ. Спустя 60 лет Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1841 году он перестраивался по проекту инженера И.Ф. Бутаца. Строительные работы были начаты 22 мая, завершены к осени того же года. Новый Аничков мост стал каменным, трёхпролётным. В начале ноября 1841 года на нём были установлены перила и гранитные пъедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы стоило 195294 рубля серебром. Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года. Современник этих событий писал: «Новый Аничков
мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются
они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми —
смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Коней же, по предложению скульптора, установили на западной стороне перестроенного Аничкова моста. С восточной стороны установили их гипсовые копии, выкрашенные краской под бронзу.
Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда
бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по
указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV.
Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский
монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые
установили на Конногвардейском бульваре. Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор. А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста: …Лошадь влекли под уздцы на чугунный Мост. Под копытом чернела вода. Лошадь храпела, и воздух безлунный Храп сохранял на мосту навсегда… Все пребывало. Движенья, страданья — Не было. Лошадь храпела навек. И на узде в напряженьи молчанья Вечно застывший висел человек. В 1902 году состояние Аничкова моста было признано аварийным. Восстановительные работы проводились в Во время блокады Ленинграда конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитна тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму «Лентрублит». Конные статуи возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных
групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В.Г. Сорин. В 2008
году проводился очередной капитальный ремонт Аничкова моста. Легенды и мифы
Интересные факты
Аничков мост и народный фольклорСуществует фольклорное название переправы – мост шестнадцати яиц. До 1917 года это был мост восемнадцати яиц, поскольку кроме четырех скульптур у переправы находился еще и городово. В пору борьбы с алкоголизмом родилось фольклорное выражение «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда – они коней держат».
Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только в фотоработах, но и во многих произведениях живописи, о нем сложены и стихи. Композиция «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга. | |
Просмотров: 1023 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |