Главная » Статьи » Исторический клуб » Национальное достояние России |
Реликвия - особо почитаемая и хранимая вещь, имеющая особую историческую или религиозную ценность. Россия хранит множество уникальных реликвий.
«Шапка Мономаха» считается одной из самых древних регалий русских князей и царей. Ей венчались на царство все русские правители в XVI-XVIII веках. В последствии Шапка, вместе с другими регалиями русских царей, хранилась в Успенском соборе в аналое, принимая участие в коронациях как реликвия. Многие историки считают, что шапка Мономаха – среднеазиатского происхождения и была подарена Ивану Калите ханом Узбеком. Изначально она была похожа на тюбетейку, выполненную из золотой ткани, но позже была украшена драгоценными камнями, жемчугом и мехом. Сейчас шапка Мономаха весит 994 грамма, и ее украшают 43 камня. Икона Владимирской Божьей матери По церковному преданию, икону написал Евангелист Лука. Из Иерусалима она попала в Константинополь, а потом, в начале XII века была подарена князю Мстиславу. Иконе приписывают нескольку чудес, включая избавление от Тамерлана в 1395 году. После революции икону изъяли из Успенского собора Московского Кремля для реставрации, и в 1926 году передали в Исторический музей. Там икона Владимирской Божьей матери провела всего 4 года, после чего была подарена Третьяковской галерее. С 1999 года икона хранится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах.
Золотые ворота Владимира построены в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. Они вели в самую богатую княжеско-боярскую часть города. В старину ворота покрывали листы золоченой меди, что придавало им особую торжественность. Именно это и стало причиной похищения врат в 1238 году, когда Владимир был взят монголо-татарами. Далеко ворота, впрочем, не уехали, при переправе через замерзшую Клязьму лед треснул и ворота затонули. Створки так и не были найдены. К сожалению, из-за пожаров и нашествий врагов, Золотые ворота дошли до нас в сильно измененном виде. Их неоднократно восстанавливали, так что к древним частям строения относятся только широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, сохранившаяся фрагментарно. Частица ризы Божией Матери
По преданию, риза Божией Матери – это одеяние Девы Марии, обретенное в 457—474 годах двумя братьями из Византии. На сегодняшний день местоположение ризы неизвестно, оно теряется после 1434 года, когда церковь, в которой хранилось одеяние, была уничтожена пожаром. Частицы Ризы разошлись по миру. Одна их них была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским, вместе с многими другими реликвиями, для наполнения ковчега Дионисия. Другую часть Ризы приобрел князь Василий Голицын, и она долгое время находилась в Успенском соборе Кремля. На сегодняшний день частичка Ризы находится в храме Христа спасителя в Москве, где ей может поклониться любой желающий. Гвоздь из Креста Господня
Гвоздь Господень – это один из тех гвоздей, которыми Иисус был распят на кресте. В 326 году царица Елена Равноапостольная отправилась в Иерусалим для обретения Креста Господня. Вместе с Крестом были найдены и гвозди, которыми был распят Спаситель. Всего сохранилось 3 или 4 гвоздя. До XVII века один из них хранился в Грузии, но после завоевания Персией, был принесен шахом Аббасом в дар Святейшему Патриарху Филарету. После октябрьской революции реликвия была изъята новой властью, но в 2008 гвоздь был возвращен церкви и в настоящее время хранится в Храме Христа Спасителя в Москве. Казанская икона Богородицы
Икона была обретена в 1579 году в Казани, ее откопали на пепелище после сильного пожара, уничтожившего часть города. На месте обретения возвели Богородицкий девичий монастырь. Икона была признана чудотворной, по церковным преданиям, при перемещении ее в храм исцелились двое слепых. Икону почитали не только в Казани, но и в Москве, и вскоре появилось множество списков. К XIX веку их стало так много, что сложно было сказать, где находится оригинал, но историки придерживаются мнения, что он хранился в Казанском Богородицком монастыре. Именно оттуда 26 июня 1904 года икона и была похищена, а впоследствии - уничтожена. По другой версии, икона была продана за рубеж, и лишь в 2004 году возвратилась в Россию как дар папы Иоанна Павла II. Мощи Серафима Саровского
Серафим Саровский – один из самых почитаемых русских святых. Его мощи считаются чудотворными. В 1920 году они едва не были утеряны из-за советской антирелигиозной программы. Через два года останки святого передали в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. В 1990 году мощи святого были вновь обретены, когда в запасниках Музея истории религии были найдены неопознанные останки. После тщательного анализа стало ясно, что они принадлежат Серафиму Саровскому. На сегодняшний день останки святого старца хранятся в Богоявленском кафедральном соборе.
Ковчег Дионисия
Ковчег Дионисия считается одной из самых древних и почитаемых христианских реликвий в России. Созданный в XIV веке русскими мастерами, украшенный золотом и драгоценными камнями, он был отвезен в Константинополь Дионисием Суздальским, где ковчег наполнили святынями. Его долгое время называли «Страсти Спасовы» и считали оберегом Московского княжества, Руси, а потом и России. Ковчег пережил революцию, он был сохранен большевиками как произведение искусства, и сейчас хранится в Кремле.
Меч князя Довмонта
Довмонт был литовским князем, но, бежав от междоусобных войн на родине, осел в Пскове, где принял крещение и стал зваться Тимофеем. Больше 30 лет Довмонт служил городу, а после смерти был причислен к лику местных святых. Меч полководца стал государственной реликвией. Долгое время он хранился в Троицком соборе, после революции клинок был передан в Псковский музей. Меч Довмонта является единственным средневековым мечом на территории России, чья история доподлинно известна и зафиксирована. Мощи Александра Свирского
Александр Свирский 19 лет ушел в монастырь, где принял постриг. При жизни он был славен чудесами и праведным образом жизни, а после смерти его канонизировали. В 1918 году, в рамках разоблачения церкви, тело святого было изъято из монастыря. В отчетах было записано, что останки святого были заменены восковой куклой, но в 1998 году мощи Александра Свирского, оставшееся нетленными, были возвращены церкви.
Кийский крест
Крест был заказан патриархом Никоном в Палестине для монастыря, который располагался на острове Кий. Крест размерами и формой походил на тот, на котором распяли Спасителя. Кийский крест является ковчегом, в котором содержится 108 мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Изначально он хранился в Кийском монастыре, но с приходом советской власти его переместили в антирелигиозный музей на Соловках, а затем – в запасники Исторического музея в Москве. В 1991 году крест был передан в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Годеновский крест
Годеновский крест – это образ распятого Христа, выполненный из липового дерева. Святыня была обретена в 1423 году на Сахотском болоте. Пастухам явился Николай Чудотворец, и вскоре на месте обретения креста выстроили храм. Годеновской святыне приписывают большое число чудес, и, возможно, именно из-за этого крест так сильно пострадал в советские времена. После неудачных попыток сжечь или вытравить дерево кислотой, крест был брошен в болото, но несколько прихожан вытащили святыню из топи и спрятали в Златоустовском храме. В начале 21 века крест был отреставрирован, и сейчас ему можно поклониться в храме Иоанна Златоустого, который находится в Ярославской области, в селе Годеново. Образ Святого Иоанна Предтечи с обручем
У чудотворной иконы Иоанна Предтечи богатая история. Она была написана в 1550 - 1560 годах, это был образ с местного иконостаса Девичьего монастыря. Особенностью иконы является то, что к ней прикреплен обруч, который сейчас хранится в отдельном ларце в часовне храма Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1922 году образ был изъят из храма большевиками, и вернулся в обитель лишь спустя 80 лет. С 2005 года иконе может поклониться любой желающий, она прославилась чудесными исцелениями. Многие прихожане рассказывали, что их болезни отступили того, как они помолились Иоанну Предтече и возложили обруч на голову. Толгская икона Божьей Матери
Толгская икона Божьей Матери хранится в Толгском монастыре в Ярославле. Существовало три списка этой иконы, но лишь один из них является чудотворным. Обретен он был в 1314 году Прохором, епископом Ростовским и Ярославским. На месте, где была найдена икона, возвели монастырь. Там образ и хранился вплоть до 1920 года, когда большевики передали его Ярославскому музею. В 2003 году Толгская икона Божьей Матери была возвращена в монастырь. Образу приписывают множество чудес, в том числе мироточение, воскрешение умершего ребенка и исцеление царя Ивана Грозного от болезни ног. Последний, в благодарность, возвел в монастыре каменный собор. Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери, по преданию, была преподнесена Дмитрию Донскому казаками в канун Куликовской битвы. Искусствоведы считают, то образ был написан Феофаном Греком или одним из его учеников, а в России икону почитают как чудотворную. Так же примечательно, что икона двусторонняя – на обратной стороне написан образ Успение Богородицы. По церковным преданиям, именно икона Божьей Матери спасла Москву от нашествия хана Гирея в 1591 году. В XVII веке для иконы был создан драгоценный оклад, состоявший из серебряной ризы с золотыми вставками и драгоценных камней. Также в него было вложено большое количество мощевиков, но в 1812 году войска Наполеона разграбили с него все камни, а во время Октябрьской революции икона лишилась и самой ризы. Сама она уцелела и была передана в Исторический музей. Сегодня образ находится в Третьяковской галерее.
Мощи Сергия Радонежского
Преподобный Сергий Радонежский является праведником, чудотворцем и преобразователем монашества на севере Руси. Спустя 30 лет после его смерти были обретены мощи Преподобного. С тех пор рака с останками святого хранилась в Троице-Сергиевой лавре и покидала ее всего трижды – два раза из-за пожаров, один – во время пришествия Наполеона. В 1919 году, в целях антирелигиозной пропаганды, тело Сергия Радонежского было вскрыто и передано Сергиевскому историко-художественному музею. После начала войны рака с мощами святого была эвакуирована в Соликамск вместе с музейным фондом. В 1946 году мощи Сергия Радонежского были возвращены церкви, и до сих пор находятся в Троице-Сергиевой лавре.
По церковному преданию, икону написал Евангелист Лука. Из Иерусалима она попала в Константинополь, а потом, в начале XII века была подарена князю Мстиславу. Иконе приписывают нескольку чудес, включая избавление от Тамерлана в 1395 году.
Источник: Главные реликвии в истории России © Русская Семерка russian7.ru По церковному преданию, икону написал Евангелист Лука. Из Иерусалима она попала в Константинополь, а потом, в начале XII века была подарена князю Мстиславу. Иконе приписывают нескольку чудес, включая избавление от Тамерлана в 1395 году. После революции икону изъяли из Успенского собора Московского Кремля для реставрации, и в 1926 году передали в Исторический музей. Там икона Владимирской Божьей матери провела всего 4 года, после чего была подарена Третьяковской галерее. С 1999 года икона хранится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах.
Источник: Главные реликвии в истории России © Русская Семерка russian7.ru | |
Просмотров: 1135 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |