Главная » Статьи » Исторический клуб » Национальное достояние России |
Трамвайное движение в Санкт-Петербурге было открыто 29 (16) сентября 1907 года. К концу 1980-х годов система достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса. Начиная с 1990-х объёмы движения стали сокращаться, на многих магистралях трамвайные пути были демонтированы. Первый трамвай
В 1860 году Санкт-Петербург получил первый вид рельсового уличного транспорта — конно-железную дорогу, или в простонародье «конку». Изначально она использовалась только для грузоперевозок, а с 27 августа 1863 года конка стала перевозить и пассажиров. В 1894 году Финляндское Общество легкого пароходства организовало рельсовый перекат от Сенатской площади на Васильевский остров, который действовал две зимы.2 февраля 1895 года были запущены ещё две или три линии ледового трамвая, а впоследствии эта сеть была увеличена до 4 маршрутов. Движение начиналось 20 января и заканчивалось 21 марта. Говорят, новшество пользовалось большой популярностью как у пассажиров, так и у зевак. Зимой 1909/1910 линии были проложены в последний раз. Конки на Невском Ледовый трамвай Адмиралтейский проспект, 1907 В 1898 году была создана комиссия по проработке проекта запуска в Санкт-Петербурге электрического трамвая. При проектировании пытались учесть опыт городов, в которых трамвай уже существовал, кроме того, нужно было реконструировать множество улиц и мостов. Наконец, 29 сентября 1907 года регулярное движение электрического трамвая было открыто. Первая линия прошла от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова. Университетская набережная, 1908 С началом Первой мировой войны развитие трамвайной сети замедлилось из-за удорожания топлива и нехватки ремонтного персонала. В результате выпуск трамваев на линии сократился, а проезд подорожал. На начало 1917 года в Петрограде ходило 29 трамвайных, 9 коночных маршрутов и 1 маршрут паровика. Был среди них и маршрут, колесивший по проспекту Петра Великого (ныне – Пискаревский). Моторный вагон на одноосных поворотных тележках "нюрнбергского типа" (1907 г.). Вагон построен заводом "Бреш" для первой очереди петербургского трамвая. Длина — 8,9 м, ширина — 2,2 м, мест: всего — 42, для сидения — 24 В 1918-21 годах из-за последствий Гражданской войны (сокращение
населения города, дефицит топлива и рабочих рук, неплатежеспособность
пассажиров) трамвайное хозяйство Петрограда пришло в упадок. В конце
1918 года число маршрутов сократилось до 9 (для связи центра с
окраинами). Конечная станция Стрельна. Ленинград. 1925 "МС-МСП" Площадь Восстания, 1930-е 8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной Блокадой, Ленинградский трамвай остановился. Подача была прервана внезапно – трамваи встали посреди улиц и так простояли вся блокадную зиму. Мрачные огромные сугробы. 15 апреля 1942-го движение было восстановлено. Есть такой стишок: "Шел трамвай 9-й номер, на площадке кто-то помер". Мало кто знает, что это творение народного фольклора таит в себе историю жизни блокадного Ленинграда. Вагоновожатые тогда рисковали своей жизнью ради спасения истощенных петербуржцев, которым было трудно передвигаться по городу. Для многих эти рейсы стали последними… Разрушенный трамвай на площади Нахимсона после бомбардировки, 1941 В послевоенные годы велась оптимизация трамвайной сети: с ряда центральных улиц трамвай исчез, а где-то был заменён троллейбусом. Так, в 1950-1951 годах трамваи навсегда укатили с Невского и Каменоостроского. Трамвай ЛМ-57 "Стиляга", предположительно 1957 Tatra T2SU на Звенигородской, предположительно 1959 С 1965 года, из-за роста города, началось строительство линий в новые районы. Линии на Пискаревке были продлены от больницы Мечникова до нового кольца в Ручьях. Трамвай 26-го маршрута на Дворцовой площади, 1967 Больница Мечникова, 1970 Кольцо двадцатки в Парголово, 1970 Проспект Науки, 1970 Васильевский остров, 1970-е Садовая улица, 1970-е ЛМ-33 и ЛМ-49 на Конюшенной площади, 1973 Набережная Обводного канала, 1974 Пискаревский проспект, начало 1980-х Кольцо около больницы Мечникова, 1987 Сокращение финансирования в начале 1990-х годов отрицательно повлияло
на маршрутную сеть: из-за сокращения числа водителей в парках и
старения подвижного состава сократился выпуск на линии и выросли
интервалы; практически прекратился ремонт путей, что привело к снижению
скорости и дальнейшему ухудшению состояния подвижного состава. В вагонах
вновь появились кондукторы – горожане просто отказывались платить за
подобное обслуживание. Пропал ток Трамвайное кольцо на Суздальском проспекте, 1990-е К 2007 году в центральной части города трамвайное движение сведено к минимуму, а пассажирская сеть была разделена на три отдельных фрагмента, что предопределило дальнейшую судьбу петербургского трамвая: с этого момента трамвай нельзя было использовать для передвижения на значительные расстояния… Площадь Мужества, 2008 Новый трамвай ОАО ПМТЗ, модель 71-154 (ЛВС-2009) на испытаниях в Санкт-Петербурге Памятник конке у метро "Василеостровская" (c) Александр Полищук P.S.: Синим цветом показаны действующие линии, зелёным — служебные и неиспользуемые пути (в т. ч. трамвайные парки). Красным показаны пути, парки и конечные станции, ликвидированные в период 2001-2007 г., а также ликвидированные в 1992-1993 гг. конечные станции у Варшавского вокзала и на Стремянной улице, линия через Дворцовый мост и бульвар Профсоюзов (1996), линия и конечная станиция на Конюшенной площади (1997). Синим пунктиром показаны линии, находящиеся под угрозой ликвидации (в планах и обсуждениях), или теряющие смысл существования из-за ликвидации смежных. Карту подготовил Антон Михайлов, к.г.н. Источник: http://nnm.ru/blogs/kissaveli/istoriya-peterburgskogo-tramvaya/#cut | |
Просмотров: 1250 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |