Главная » Статьи » Исторический клуб » Национальное достояние России |
Большой театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Князь Урусов и его компаньон англичанин М.Е. Медокс создали труппу на основе существовавшей в 1766 – 1769 годы московской театральной труппы Н.С. Титова и театра Московского университета, с приглашением в нее крепостных актеров. Князь начал строительство театра, который по месту своего расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) был назван Петровским. Но театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Именно Медокс построил Большой Петровский театр. Петровский театр Медокса простоял 25 лет и 8 октября 1805 года опять же сгорел.
Новое здание было построено К. И. Росси на
Арбатской площади. Однако и оно, будучи деревянным, сгорело в
1812 году, во время нашествия Наполеона. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте
архитектором О. И. Бове по проекту ректора петербургской
Академии А. А. Михайлова.
Величественное здание Большого театра стало доминантой
Театральной площади. Театр был значительно увеличен против
прежнего. Из камня разобранной набережной Неглинки и ступеней
Кузнецкого моста соорудили базы колонн здания. Тогда же театр
получил название Большого Петровского. Созданный им фонтан мытищенского водопровода располагается ближе к Китайгородской стене, к югу от «плац – парада». Среди простых москвичей того времени Витали был больше известен как раз не как скульптор, а именно как создатель фонтана с амурчиками. Амурчики на самом деле четыре музы: Поэзия, Трагедия, Комедия и Музыка. "Изваял и в металл произвел Иван Витали. Москва. 1835 год" - эту надпись до сих пор можно отыскать в одном из уголков фонтана. У Китай городской стены стояли также деревянные лавочки, в которых продавали цветы, деревья – саженцы, семена и т.п.
Новое
здание Большого театра явилось одним из красивейших театральных
зданий в мире, совершенным по классической архитектуре. В 1842
году театр перешёл под руководство петербургской дирекции
императорских театров и из Петербурга в Москву приехала оперная
труппа.
В нижнем этаже здания открылась "кофейная" с завтраками и
обедами и "кондитерская лавка". Для их посетителей выписывалось
до 10 газет, В одном из залов театра устраивались выставки
картин известных художников. Интересно, что пожары, преследовавшие на протяжении многих лет Большой театр, да и многие другие здания, расположенные на Театральной площади, имеют одну общую закономерность - все они начинались в подвальных помещениях.
Легенда
гласит, что в 1603 году, когда Москва была охвачена эпидемией
чумы, горожанин Никита Владимирович Двинятин скрывался от этой
страшной болезни, глухо запирая двери и никого не пуская на
порог. Но именно желание выжить не уберегло его от страшной
смерти. В тот день в двери к Двинятину постучался лекарь,
который как будто под гипнозом заставил Никиту
Владимировича впустить его в дом. Далее события развивались
почти также, как в современных историях про
демонстрацию "чудо-пылессов". Лекарь, разрекламировав свое
изобретение - чудодейственную воду, которая спасет мир от чумы,
дал попробывать ее семье Двинятина. Все подчинились и выпили
этот непонятный раствор, и только младший сын Двинятина Никита
пролил "античумовое средство" на пол и спрятался на печке. Через
некоторое время Двинятин, его жена, дочки и старший сын в муках
скончались, и злой волшебник стал собирать все нажитое ими добро. Но
далеко уйти с ним ему не удалось. Никита, воспользовавшись тем,
что злодей был увлечен сбором вещей, выбежал из дома и со всех
ног помчался к соседям, которым рассказал эту страшную историю.
Соседи ринулись за лекарем и настигнув его, заставили выпить
остатки снадобья, а когда тот перестал дышать, бросили его тело в болото. Именно на месте этого болота и
находится Театральная площадь. Согласно преданию, основной
причиной пожаров в этом месте является месть лекаря своим
обидчикам. И действительно, имеются свидетельства, что во всех
случаях перед пожарами в подвалах зданий, расположенных на
Театральной площади, люди видели очертания
человека в черном плаще с капюшоном. Именно в такой плащ был
облачен лекарь в день расправы над ним. Сразу после начала Великой отечественной войны Москва успела подготовиться к нападению с воздуха. В то время на асфальте Манежной и Театральной площадей в целях маскировки были нарисованы крыши десятков зданий, кровля Кремлёвского дворца разукрашена зеленью деревьев. Купола соборов - черные, на стенах Кремля нарисованы квадраты окон и нарядные яблоньки. Фасады Манежа, Большого театра и прочих крупных построек центра превращены в нагромождение маленьких домиков. Но несмотря на маскировку в 1941 году в здание Большого театра все же попала бомба. Сам театр в это время находился в Куйбышеве, в эвакуации. Тем не менее, уже в 1943 году труппа Большого театра возвращается в Москву и 26 сентября дает первый спектакль после двухлетнего перерыва. Работа возобновляется. После длительных реставрационных работ, которые прошли уже в наше время, Большой театр наконец распахнул свои двери зрителям в сентябре 2011 года.
| |
Просмотров: 875 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |