Главная » Статьи » Исторический клуб » Национальное достояние России |
15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа - загородной резиденции русских царей, расположенной на южном берегу Финского залива.Петергоф (в переводе с немецкого Petershof ‑ "Петров двор"). Автором, определившим основу композиции архитектурного ансамбля,был Петр I. По его замыслу, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой ‑ стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.Отказавшись от идеи создать загородную резиденцию в Стрельне, в 1705 году царь обследовал Ропшинские высоты и убедился, что они идеально подходят для устройства дворцового комплекса с фонтанами.
строительством было возложено на управляющего Канцелярией городовых дел Ульяна Сенявина и архитектора Йозефа Браунштайна, которого в 1716 году сменил француз Жан‑Батист Леблон.В Петергофе работали выдающиеся скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Яков Рашет, Федот Шубин, Феодосий Щедрин.
Большой каскад ‑ главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов.(1716-1721)
дворца "Монплезир". К моменту открытия Петергофа был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, построены Верхние палаты, дворцы "Монплезир", "Менажери" и "Марли", заложен фундамент двухэтажного дворца "Эрмитаж", действовала часть фонтанов.
Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров.
Восточный китайский кабинет
Западный китайский кабинет
Большая голубая гостиная
Штандартная он сам руководил их проектированием и сооружением. Для осуществления своих замыслов царь привлек лучших мастеров фонтанного дела и инженеров из России и европейских стран. В Петергофе никогда не работали насосы. Удачное географическое положение и многочисленные родники Ропшинских высот оказались в силах обеспечить водой фонтаны естественным образом.
Храм летней резиденции российских монархов был свидетелем многих ярких событий императорского Дома Романовых. В его истории отразилось многообразие событий летней жизни блистательного Петергофа. Здесь сочетались браком и крестили новорожденных, устраивали пышные богослужения по случаю важнейших государственных и религиозных праздников.
Интерьер поражал современников своим великолепием, обилием резного золоченого декора и живописи. Шестиярусный иконостас украшали витые колоны, императорская корона и вензель императрицы Елизаветы Петровны. На стенах, потолке и в куполе располагались живописные картины на религиозные сюжеты. Их число – пятьдесят один - напоминает о годе освящения храма – 1751 г.
Оранжерейный фонтан
Шахматная гора
Пирамида
Солнце
Ева
Если душой Петергофа являются его великолепные фонтаны, то сердцем Петергофа по праву можно назвать дворец «Монплезир». Во многих воспоминаниях посетителей Петергофа сохранились восторженные отзывы о маленьком дворце, столь оправдывающем свое название «мое удовольствие»!
Художественные достоинства Монплезира обеспечили ему видное место в русском искусстве: здесь представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII-XVIII веков (картины приобретены самим Петром I); живописные работы во дворце выполнялись французским художником Ф. Пильманом; кроме того, Монплезир хранит коллекцию китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонную утварь петровского времени. В оформлении интерьеров использованы голландские изразцы, «китайские» лаковые панно, ткани, дубовые резные панели, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление интерьеров – это шедевр декоративной лепки XVIII века.
Исторические события, свидетелем которых явился Монплезир, позволяют относить его к особо почитаемым реликвиям отечественной истории. Здесь встречались сподвижники Петра: русские купцы, иностранные послы, шкиперы кораблей; проходили ассамблеи – съезды императорского двора, парадные приемы. Последний раз Петр I посетил Монплезир в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии Наук. Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных. С середины XVIII века к Монплезиру стали относиться как к мемориалу, связанному с именем Петра Великого. Здесь хранятся личные вещи и дипломатические подарки Петра I.
Екатерининский корпус – парадный дворец для проведения придворных обедов, балов, маскарадов, приемов. Его построил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли в 1747-1759 гг. по приказу императрицы Елизаветы Петровны в восточной части Нижнего парка, рядом с дворцом Монплезир. Название свое он получил в честь другой императрицы – Екатерины Великой. Отсюда, в ночь на 28 июня 1762 года, великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота ее провозгласили императрицей Екатериной II.
Главной достопримечательностью Екатерининского корпуса является знаменитый Русский или Гурьевский сервиз. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, он насчитывал более 4500 предметов и использовался на парадных обедах в Зимнем дворце, а с 1848 года в Большом Петергофском дворце и в Екатерининском корпусе.
Банный корпус
Большой Петергофский дворец
Верхний сад
Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов протянулось вдоль террасы почти на триста метров
Особая кладовая "Особая кладовая" – музей драгоценностей и императорских реликвий. Здесь хранятся произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства, многие из которых некогда принадлежали русским императорам и императрицам, являясь частью убранства многочисленных дворцов Петергофа.
В разное время здесь гостили многие европейские монархи, наследные принцы и великие герцоги. Если же гостей не было, здесь располагались сами венценосные обитатели Петергофа. По преданию в апартаментах "под Гербом" жила Екатерина II . Интересно, что именно в этом корпусе начинались торжественные церемонии великокняжеских свадеб и крестин. Здесь одевали в свадебный наряд и украшали драгоценностями среднюю дочь императора Николая I великую княжну Ольгу перед ее бракосочетанием с принцем Вюртембергским. Четырех детей Николая II, родившихся в Петергофе, привозили именно в Корпус под Гербом, отсюда процессия следовала в церковь к обряду крещения .
Гроты каскада Гроты облицованы туфом и украшены мраморной и позолоченной скульптурой.
Вольеры В центре восточной части Нижнего парка стоят два изящных деревянных павильона – вольера, сооруженные по проекту архитектора Н. Микетти в 1721-1722 гг. Они являются, по словам известного искусствоведа И. Э. Грабаря, уникальными парковыми павильонами, подобных которым «нет больше ни у нас, ни в Европе». Их фасады облицованы туфом, изгарью и морскими раковинами. Плавные линии купольной кровли и завершающего ее фонарика придают силуэтам павильонов особую выразительность.
Предназначались они для содержания в специальных клетках птиц. В XVIII веке в медных клетках услаждали слух гостей соловьи, чечетки, дрозды, снегири. Было много заморских птиц, главным образом, попугаев и канареек. В настоящее время в Западном Вольере щебечут птицы наших лесов – зяблики, чижи, синицы, щеглы, овсянки, дубоносы, а также заморские «гости» - амадины, рисовки, белоголовые мунии, астрильды, канарейки.В Восточном Вольере слышны громкие крики самых разных попугаев – ара, жако, какаду, амазона, розеллы, кореллы, пионитесов и др.Возле Восточного Вольера восстановлен пруд, в котором плавают лебеди, канадские казарки, северные белолобые гуси, утки – огари, пеганки, багамские шилохвости, мандаринки.
Петергофский Эрмитаж – первый в России. Его название, которое в переводе с французского означает «приют отшельника» или «место уединения», объясняет как назначение дворца, так и его конструктивные особенности.
Изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Уединенность павильона подчеркивалась рвом с действовавшим до конца XVIII века подъемным мостом. Служебные помещения – небольшая кухня и буфетная – располагались на первом этаже, чтобы слуги не подслушивали разговоры господ. На второй этаж можно было попасть только на подъемном кресле. По легенде, после того, как в этом кресле между застрял Павел I, оно было заменено лестницей.
Дворец«Марли» стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и секторальными прудами. Искусственный пруд перед дворцом, словно огромное зеркало, создает впечатление пространства и простора. Земля из котлована была использована для создания высокого вала, защищающего сад и цветник от северных ветров. В прудах разводили рыбу, которая была приучена по звону колокольчика подплывать на кормежку.
1831 году по проекту архитектора А.А.Менеласа на территории Собственной Ее Императорского величества Александры Федоровны даче «Александрия».
синий кабинет
кабинет императрицы
уборная императрицы
гостиная
Музей «Императорские яхты» располагается в стороне от основных туристических маршрутов, на берегу Финского залива, недалеко от пристани Он рассказывает о малоизвестной истории Петергофа как летней морской резиденцией российских императоров со специально оборудованной гаванью для стоянки императорских яхт, входивших в состав российского военного флота.
Экспозиция музея рассказывает о самой большой и совершенной океанической яхте «Штадарт»
Дворцовая телеграфная станция http://peterhofmuseum.ru/open/ веб-камера Петергоф(тыц) | |
Просмотров: 1017 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |