Главная » Статьи » Исторический клуб » Русский характер |
В
тот день, 14 марта по старому стилю, толпы
народа заполнили Сусанинскую площадь, в центре которой высился
закрытый покрывалом памятник, окружённый с трёх сторон шеренгами
солдат. На площади было до 30 тысяч человек: балконы, окна,
крыши окружающих её зданий – всё было усеяно людьми. Торжество
началось с Божественной литургии в кафедральном Богоявленском
соборе, которую в присутствии первых лиц – губернатора И.В
Каменского, губернского предводителя дворянства Ф.Ф. Чагина и
ярославского губернского предводителя А.А. Волкова отслужил
епископ Костромской и Галичский Леонид (Зарецкий). По окончании
литургии соборный протоиерей Е.П. Вознесенский выступил со
словом, в котором, в частности, сказал: "238 лет минуло, как
пролилась кровь Сусанина, первомученика за жизнь первого царя из
рода Романовых. Но столетия не имеют никакого влияния на судьбы
народа, среди коего Православие торжествует в лице Феодоровской
Божией Матери, Самодержавие под благословенным царственным древом Романовых
укрывает и утешает наслаждением мира и благоденствия, народность верно хранит в
памяти бессмертный Подвиг Ивана Сусанина. До начала XIX века никто не думал видеть в Иване Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географическом Словаре". Впоследствии Сергей Глинка, в своей "Истории" прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Батыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Kocтромские леса" - драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" - опера М. И. Глинки). С конца 1870-х и особенно 1880-х годов, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед его подвигом (иные прямо называли его мучеником). В 1882 году Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к с. Домнину, с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из с. Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Ивану Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте. Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с. Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую область польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава. Недалеко от с. Домнина им попался Иван Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Утром он раскрыл полякам свой обман, и несмотря на жестокие пытки, не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски". | |
Просмотров: 1265 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |