В суровые студеные морозы дед Антип приходил к себе в избу после охоты на медведя. Он ставил ружье и первым делом молился Святому Николе. Почерневший от времени резной образ Николы стоял, как положено в красном углу. Других икон не было. «Бог Никола», как почтительно говорил про него дед Антип, был единственным безмолвным обитателем избы, кроме деда. На далеком севере, в Ямале, среди бескрайних лесов затерялся домик Антипа. Он жил совершенно один, вел затворнический образ жизни и молился «богу Николе».Когда просыпался, во время еды, перед сном. Перед охотой Антип всегда обращался к древнему образу: «Никола, принеси удачу». Народы крайнего севера, потомком которых был Антип, причудливым образом впитали образ христианского святого Николая Чудотворца в свой пантеон и сделали его верховным божеством. Народы крайнего севера, Сибири говорили «Никола – русский бог». Нет сейчас Антипа, ушла в небытие его изба, «бог Никола» пропал. Может кто-нибудь найдет загадочного Николу и приоткроет тайну, почему на севре почитание святителя Николая Чудотворца приобрело невиданные размеры.
Путешествуя по русскому северу постоянно сталкиваешься с Николаем Чудотворцем. Нет ни одной церкви без иконы этого поистине народного святого. А в селе Лявля под Архангельском как сказочное древо вырастает перед путником древнейший шатровый храм, освященный в честь Николая Чудотворца.Но здесь есть маленькая тайна. Храм освятили в честь Николая в XIX веке, а до этого он был Богородичный. Почему? Чтобы выяснить, можно отправиться в путь и открыть для себя это чудо народного зодчества.
Резные образы Николы Можайского можно обнаружить по всей стране: в
Каргополе, в Вязьме, в Московском Кремле. Высокие, в человеческий рост
Николы как щитом, своими распростертыми руками защищают землю русскую от
бед. Меч в руке как бы говорит: «кто с мечом к нам придет, тот от меча и
погибнет».
А в народном сознании Никола Угодник предстает в обликах руководителя
природы. Зимой это Никола Зимний, «гвоздями» забивает мороз к земле:
«Никола загвоздит то, что Савва намостит», — подмечали наши предки.
Весной на Николу Вешнего трава набирала сок и выгоняли на пастбища скот и
лошадей.
В XIX веке, заблудившись на улицах Москвы, можно было идти от Николы до Николы, так много храмов святого Николая Чудотворца было в первопрестольной. Легко перед глазами встает такая картина:
На Большой Ордынке хорошо одетый господин спрашивает у мужика бакалейщика:
-А ну скажи-ка мне, как к Островскому Александру Николаевичу пройти?
-Да это у Николы, что в Пыжах, дом его, сударь.
И сразу понятно, что автор «Грозы» жил рядом с храмом Николая Чудотворца
в Пыжах.Вообще, в Москве храмы Николая Чудотворца по количеству
уступали только храмам, посвященным Пресвятой Богородице. Никола в
Хамовниках, Никола в Пыжах, Никола в Кленниках, на Ваганькове. А в храме
святого Николая Чудотворца в Толмачах находится Владимирская икона
Божией Матери. Великая святыня православной Руси оберегается Николой.
Олег Орлов