Главная » Статьи » Исторический клуб » Служу Отечеству |
Какой образ мы представляем, когда слышим слова «русский крестьянин», «крепостной»? Бородатый мужик в тулупе или в сермяге, подпоясанной веревкой, с натруженными мозолистыми руками, хмурый и темный, вечно озабоченный и изредка хмельной. Если мы представим его в белой рубахе – значит, сегодня праздник, он идет в церковь, но все равно он темен и забит. С рассвета до заката в работе, а скотина все равно голодная, дети малые по лавкам плачут. Свет белый ему не мил, куда уж тут до светлых мыслей… Нищие и униженные, неграмотные и забитые. Это миф. Вот зарисовки совсем другой картины.
Ты долго ль будешь за туманом Скрываться, Русская звезда? Ф. Тютчев «ПО САМОХОТНОЙ ВЫУЧКЕ И ЛЮБОПЫТНОМУ ЗНАНИЮ» Простой человек был главным «решателем», «изобретателем» и «конструктором». Крестьяне – особенные люди. В глуши, в затерянных в лесах или степях деревушках, чтобы выжить, часто приходилось надеяться только на свои силы, выносливость, умения и пытливый ум. Жители сел и деревень многое елали своими руками, до всего доходили своим умом. В XVIII веке традиционный уклад жизни селян стал меняться: выделка сукна и выпуск хлопчатобумажной ткани перешли из деревень в фабричные поселки и города, и домашнее ткачество умерло. Дороги улучшались, отпала необходимость самоснабжения деревни, зато появилась потребность в новых средствах передвижения и в новых орудиях труда на земле. Крестьяне превращались в мастеровых-самоучек. Из-за сезонности работы на земле у них в долгие зимние месяцы оказывалось свободное время, которое можно было потратить на самообразование, постижение какого-либо ремесла. «Мастер-самоучка» – так с гордостью именовали себя люди, которые без специального образования достигли глубин какого-либодела или знания. «По самохотной выучке и любопытному знанию» трудились бесчисленные крепостные новаторы. И пусть многие из них «изобретали велосипед» в переносном и в прямом смыслах, это не умаляет заслуг крестьян-изобретателей, крестьян-мастеров. Сначала были повозки, которые передвигались силой ветра или мускульной силой сидящих в них людей, а потом и настоящий велосипед. В 1752 году совершенную для своего времени машину смастерил русский механик, изобретатель-самоучка крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков. Его «самобеглая коляска» приводилась в движение силой двух человек. Тагильчанин Егор Жепинский, сын крепостного кузнеца (отсюда и вторая фамилия мастера – Кузнецов), изобрел катальную, или «шталмерову», машину, что оказалась «против прежней шталмеровой способнее», и особую машину для резки железа, и необычайные часы, и музыкальные путемерные дрожки (1801 год). Крепостной кузнец-мастеровой Ефим Артамонов смастерил первый российский велосипед – двухколесную цельнометаллическую тележку с педалями и рулем. Он «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», и плетей ему потом всыпали за то, что перепугал барышень. А в 1801 году мастеровые на своих «самокатках» ездили аж к царю в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тысяч километров. По преданию, этих ездоков обстреливали солдаты, посчитав их связанными с дьяволом. В «Словаре…» Кривощекова на странице 140 упоминается: «Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 году во время коронации царя бегал на Сокольническом поле на изобретенном им велосипеде». Курила Артамонов, из крестьян, изобретатель и корабел. Ему принадлежат такие изобретения, как воз-духородные баллоны, изогнутая подзорная труба, подводные самодвижущиеся мины с негаснущим запалом, подводная лодка, первый в мире легководолазный костюм. В 1720 году по указанию Петра Первого крестьянин-изобретатель Никонов из подмосковного селаПокровское, работавший плотником на корабельных верфях, приступил к строительству «потаенного в водеогненного судна». Через год модель подлодки была испытана на Лагерном поле в Петербурге. К 1724 годубыла построена уже настоящая подводная лодка. Петр Первый, «царь-мастеровой», вовсю использовал талант и умения простолюдинов, привлекал для реализации своих реформ ремесленников и мастеровых. В феврале 1724 года для Петра I была написана «Книга о скудости и богатстве». Как сделать, чтобы «государство было богаче», «отчего содевается напрасная скудость и отчего умножитися может изобильное богатство»? Эту книгу считают энциклопедическим сочинением о политике, экономике, праве, военном деле и религии, а мысли, высказанные в ней в начале XVIII века, и сегодня являются такими же актуальными в нашей экономической политике. Говоря о невыгодности вывоза из России сырья, автор подчеркивает, что переработка его в стране, довольно низкие издержки промышленников на сырье и оплату труда позволяют продавать готовые изделия за границей по более выгодным ценам, то есть «перед их нынешнею ценою гораздо уступнее продавать». Говоря о внутреннем рынке, автор предлагает русским купцам в отношении иностранцев устанавливать на свои товары единые монопольные цены, объясняя, что с экономической точки зрения «мы можем прожить и без их товаров, а они без наших товаров и десяти лет прожить не могут». Написал ее предприниматель Иван Тихонович Посошков, из сословия крестьян, ремесленников-серебряников. Иван Посошков был не только предпринимателем, ремесленником-ювелиром, но и изобретателем, совершенствовавшим огнестрельное оружие, сделавшим станок для чеканки денег, иконописцем, а самое главное, он умел анализировать экономическую ситуацию в России и обо всем имел собственное мнение. Не все его книги дошли до нас. Одной из первых было «Доношение о ратном поведении» (1700 или 1701 год), где он дает советы, которые опередили свое время. Он, например, выступал против «боевых действий пехоты плотно замкнутым строем» и предлагал воспитывать солдата так, чтобы он умел самостоятельно действовать в рассыпном строю. Это были годы войн, и крестьянину-предпринимателюбыла небезразлична судьба русских солдат. В 1709 году он закончил книгу «Зеркало очевидное», в которой защищал православную церковь от раскольников-староверов и «лютеровой ереси». В 1719 году он пишет большое сочинение «Завещание отеческое к сыну своему», которое было опубликовано в 1873 году. И уже почти в семидесятилетнем возрасте пишет свое замечательное произведение – «Книгу о скудости и богатстве». Надеясь на то, что Петр I знал его как хорошегоизобретателя по огнестрельному оружию, Посошков предпослал книге «доношение», как сделать, чтобы «государство было богаче». Русские механики, выходцы из крестьян и крепостные мастеровые, невзирая на то, что механика «не мужицкое дело», опираясь на мудрость и сметку народную, создавали передовую для своего времени технику. Первая в России паровая машина и первый в мире двухцилиндровый двигатель, прокатный стан и высококачественная литая сталь, первая в России железная дорога с паровой тягой и первый русский паровоз, двигатели для рудникови заводов и первый в мире гусеничный трактор – все это изобретения крестьян-самоучек. Всем известный «мальчик из Холмогор» Михайло Ломоносов не был уникален – к знаниям стремились многие и многие выходцы из крестьян. В 1782 году Кирилл Соболев, крепостной костромского помещика Макарова, пришел в столицу из Костромской губернии в прямом смысле слова: «Всю дорогу до Петербурга, более тысячи верст, мальчик шелпешком». Здесь он попал на выучку к столяру, отлично освоил мастерство и вскоре привлек внимание придворного столяра. Выполняя заказы для дворцов, он изготовил для Павла I складной стул, заказ на который побоялись взять иностранные мастера. Для Александра I он сделал отличную мебель. На масленичных гуляньях Соболев зарабатывал деньги показом камеры-обскуры. Талантливый механиксоздал примечательные машины: пильные мельницы, поднимальные машины, подвижную секретную лестницу, свайный копер, домкрат, поднимавший здания, духовую сушильную машину и духовой мех, полировальную машину, понтонный мост, мельницу с деревянными жерновами, веяльню, молотильню. Английской молотилке с 30 «молотилами», с двумя рабочими и парой лошадей он противопоставил свои молотилки: ручную с 50 «молотилами» и конную с одной только лошадью, приводящей в действие 70 молотил» – обе значительно производительнее и выгоднее английской. Егор Кузнецов-Жепинский, крепостной промышленников Демидовых, изобрел водоотливную и рудо -подъемную машины (1764), прокатный стан с калиброванными валками для проката сортового железа(1770), непрерывный прокатный стан (1775). Иван Ползунов, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя,родился в семье солдата, выходца из крестьян. Был «механическим учеником» у главного механика уральских заводов Бахарева. В библиотеке Барнаульского завода он познакомился с трудами Ломоносова, а также изучил устройство паровых машин. В 1763 году Ползунов предложил проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с., который мог функционировать при отсутствии источников воды, а в 1765 году спроектировал и построил большую паровую машину мощностью 32 л. с. для воздуходувных меховлавильных печей. Создатели первого российского паровоза уральские механики отец и сын Черепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых на Урале. Дед и отец Ефима Черепанова всю жизнь занимались так называемыми непременными работами: валили лес, рубили дрова и возили их на завод. Но Ефим с детства полюбил столярное и слесарное мастерство. Его приняли на завод «меховым мастером», и скоро Черепанов стал признанным специалистом по воздуходувным устройствам. Владельцы заводов начали привлекать его к решению сложных задач, например устройству прокатных станов. Он отвечал за устройство и эксплуатацию гидротехнических сооружений и водяных двигателей на всех девяти Нижнетагильских заводах Демидовых. Сын Мирон с ранних лет помогал отцу и тоже стал изобретателем в «механическом искусстве». Ефим Черепанов создал особое «механическое заведение» при Выйском заводе, где под его руководством работали кузнецы, слесари и плотники. В этой мастерской в 1820 году мастер и его сын построили первую опытную паровую машину. В 1834 году Черепановы после командировок в Англию построили «пароходный дилижанец» и чугунную дорогу для него – первую железную дорогу государства российского. Кстати, в шестидесятых годах XIX века между Верхней и Нижней Салдой на Урале совершал рейсы «паровой слон» – паровой автомобиль, созданный Аммосом Черепановым, племянником паровозостроителя. Семен Иванович Бадаев открыл новый способ приготовления высококачественной литой стали, получившей название «бадаевская». Из «бадаевской» стали изготовлялись монетные штампы, хирургические нструменты. Первые опыты по производству литой стали мастер-самоучка из крепостных крестьян начал в 1809 году при Петербургском заводе хирургических инструментов в качестве «дворового человека подпоручика Рогозина».За изобретение С. И. Бадаева русское правительство в 1810 году выкупило его из крепостной зависимости и наградило золотой медалью на Владимирской ленте. Ему было предоставлено право поступить на какой-либо казенный завод для продолжения опытов. Бадаев выбрал Воткинский завод, считавшийся в то время одним из передовых горных заводов Урала, где продолжал работы по усовершенствованию стали сорок с лишним лет. Матвей Калашников, крепостной ярославского помещика Кардовского, занимался в Петербурге созданием новых машин и конструкций. Он изобрел машины для выливания воды из плашкоутов, для подъема на «чрезвычайную» высоту воды и тяжестей, для орошения лугов и полей. В 1807–1817 гг. Калашников зготовил модели разводных мостов Тучкова, Сампсониевского, Исаакиевского. Замечательны разработанные им проекты мостов для переходов через Большую и Малую Невку и через Неву. Во всех мостах он предусмотрел разводные части, спроектировал арки больших пролетов. На Исаакиевском мосту он предложил пролет арки в двести метров. Для того чтобы убедиться в прочности, четырехаршинная модель моста подверглась тридцатидвухпудовой нагрузке «и в продолжение нескольких месяцев неприметно было не только никакого повреждения, но и малейшего действия тяжести». Крестьянин Михаил Сутырин с бою взял в 1819 году «привилегию» на свое изобретение – «машину для взвода судов против течения рек», но получил ее с большим опозданием из-за неоднократных отказов и длительного разбирательства в связи с домогательствами французского инженера Пуадебарда, пытавшегося закрепить за собой монополию на производство в России механических водовзводных судов. Еще в 1814 году он получил «привилегию» на свою «машину для взвода судов». Но машина, изобретенная Сутыриным, была совершенно оригинальной и несравненно лучше, чем позднее предложенная французским механиком, но ранее привилегированная… В 1879 году волжский крестьянин изобретатель-самоучка Федор Блинов получил «привилегию» на изобретенный им «вагон с нескончаемыми рельсами». В 1888 году он совершил первую поездку на тракторе собственной конструкции – пер вом в мире работоспособном гусеничном тракторе. Родился Блинов в семье крепостных. Обычное крестьянское детство того времени – работа с малых лет, барщина на помещика. Едва овладев грамотой, стал много читать. Попадались книги и по «механическому делу». Где в то время проще всего мог реализовать желание конструировать крестьянский парень из приволжской деревни? Конечно,на Волге, по которой ходят красавцы пароходы – чудеса техники! Получив у помещика «вольную», Блинов от-правляется на Волгу. По всему волжскому пароходству он слыл опытным механиком. В начале 1877 года, скопив кое-какие деньги, Блинов возвращается в родное Никольское. Он мечтает построить «самоход», который облегчил бы крестьянский труд на пахоте и во всякого рода перевозках. Сначала он изобретает«вагон» на гусеничном ходу. «Бесконечные рельсы» представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. По существу, это был первый гусеничный прицеп. При всей кажущейся простоте «цепеобразного устройства» оно содержало все элементы современного гусеничного движителя. Чтобы иметь какие-то свободные средства на изобретательство, Блинов ведет работы по ремонтуи усовершенствованию сельскохозяйственной техники, создает новые конструкции машин. В частности, он придумал одноцилиндровый пожарный насос – более производительный и надежный, чем тогдашний двухцилиндровый. В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошел с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову «привилегии», каковая и была получена год спустя. Блинов устраивается механиком на цементный завод с условием, что ему предоставят возможность построить «вагон». Одновременно он занимается устройством городского водопровода и по заказам купцов проектирует быстроходные речные буксиры. Летом 1880 года «вагон» построен, и Блинов испытывает его на пахоте, грунтовых дорогах и даже на болотистой местности. Осенью 1881 года он приступает к строительству «самохода» – трактора на гусеничном ходу. В 1888 году первый образец «самохода» на гусеничном ходу изготовлен. Он имел устройство по типу вагона, но вместо пароконной упряжки был установлен паровой котел на шесть атмосфер, работавший на нефти. Котел приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью 12 л. с. Машина развивала скорость до трех верст в час (3,2 км / час).Этого было достаточно для работы с несколькими плугами.
Академик А. Н. Крылов в своей книге «Мои воспоминания» посвятил раздел «Корабельныйинженер-самоучка» П. А. Титову, сыну рязанского крестьянина. В начале девяностых годов XIX века морское министерство провело конкурс на «составление проектов» броненосца. Конкурсная комиссия присудила первую премию за проект под девизом «Непобедимый», а вторую – за проект под девизом «Кремль». Вскрыли конверт под девизом «Непобедимый» – автором проекта оказался Титов. Вскрыли конверт «Кремль» – автор проекта - Титов. Сын пароходного машиниста из рязанских крестьян, не проходивший никаких школ и овладевший глубокими техническими знаниями в практической работе, Петр Акиндинович Титов опередил всех дипломированных инженеров – участников конкурса.Петр Титов с двенадцати лет работал зимой на Кронштадтском пароходном заводе, а летом подручным у отца на пароходе. Через четыре года поступил рабочим в корабельную мастерскую Невского завода, стал помощником корабельного мастера, а затем и мастером. После смерти англичанина Бейна Титов достроил полуброненосный фрегат «Генерал-адмирал», затем построил клиперы «Разбойник» и «Вестник». Не знающий начальной школы, Титов стал выдающимся судостроителем. Он сооружал подводные лодки, первые боевые корабли из судостроительной стали. Русский народ, изобретательный и смекалистый, трудолюбивый и находчивый по природе своей, давал неиссякаемый поток изобретений и открытий в «механическом искусстве». Многие механики из народа создавали новую технику: ярославский крестьянин Егор Сабуров,олонецкий крестьянин Яков Кошкин, кунгурский крестьянин Лаврентий Голдырев, новоторжский крестьянин Александр Щеглов, новгородский крестьянин Ефим Земский, вятский государственный крестьянин Андрей Хитрин. Чтобы понять, в каких различных областях творили народные умельцы, достаточно следующих примеров: Дмитрий Тюрин, экономический крестьянин, предложил для набойки ситцев медные формы взамен деревянных. Щипахин, крестьянин из Павловского Посада, изобрел замки с секретами. Крепостной крестьянин Михаил Федоров строил пароходы. Новгородский крестьянин Михаил Замыслов поднимал затонувшие корабли, строил оригинальные водяные и ветряные мельницы, лесопилки, молотилки. Иван Воюев, калужский крестьянин, сооружал по своим чертежам мельницы и винокурни. Крепостной крестьянин Осип Хрусталев изобрел оригинальный корчевальный снаряд. Крестьянин В. Гольдебаев представил в 1864 году на выставке в Самаре свои изделия: пятисильный локомо-биль, часы, замки, самопрялки. Вот изобретения новгородского крестьянина Федора Куприянова, жившего в Петербурге:«машина для насечки напилок, употребляемых при арсеналах», удостоенная награды высшим артиллерийским начальством, «отличная и редкая машина для делания часов карманных и стенных», квадрант для поверки артиллерийских орудий, ручной домкрат, приспособления для производства капсюлей и пистонов, тележка для спасания жильцов верхних этажей во время пожаров. В Сумском уезде Харьковской губернии крепостной крестьянин Демьян Казимир славился как исключительно способный механик-часовщик. Часы были диковинкой – дорогие, таинственные и «одушевленные» произведения механики. Для их производства нужны были несколько видов металла, специальные инструменты, станки. А в деревне всего этого нет! И вот в 1837 году на вятской выставке мастер Семен Бронников представил карманные часы, все детали которых были выточены… из дерева. Эти часы вятского умельца прямо с выставки приобрел наследник престола, будущий император России Александр II. А дерева в России много, в умельцах-столярах недостатка не было. Вот и «пошли» по России деревянные часики и даже крупногабаритные часы. Были и шедевры часового искусства. Крестьянин Радомской губернии Франц Карась, «остроумного таланта, математик, самоучка, крестьянин», как написано на табличке, прикрепленной к циферблату часов, изобрел и сам соорудил сложные астрономические часы. Они показывали время, числа, месяцы, дни недели, високосные и простые года, долготу дня и ночи, время восхода и захода солнца,фазы Луны, движение Луны вокруг Солнца. Двигатель часов Карася, в котором восемь пружин через фузеи раскручивались на одну приводную ось, позволял умень-шить крутящий момент пружины и обеспечить завод сложного устройства на 400 суток. Подобный двигатель предложил в свое время М. В. Ломоносов для морских часов. Знал ли крестьянин-самоучка об этом или до всего дошел своим умом – неизвестно. Маятник состоит из стальных и латунных ячеек, собранных в виде рам, вставленных одна в другую, и диска с устройством регулировки по высоте подвеса. Подобных устройствтермокомпенсации в литературных источниках не выявлено. ЧУДЕСНЫЕ ПОДВИГИ 25 марта 1812 года в городе Моршанске Тамбовской губернии, по удачному выражению местного городничего, совершен «подвиг крестьянина Рязанского уезда деревни Кольцовой Дмитрия Петрова». Прихожане моршанской церкви Николая Чудотворца решили построить новую каменную церковь на месте старой деревянной. Когда собрали деньги на постройку, стало жаль сносить старую церковь, еще достаточно крепкую, хорошо построенную, привычную. На выручку пришел рязанский плотник Дмитрий Петров – крепостной помещицы Засецкой. Он предложил за двести пятьдесят рублей ото двинуть в сторону старую церковь, ручаясь головой за ее сохранность при передвижке. Петров передвинул здание на катках и установил его на новом, заранее подготовленном основании. Во время передвижки церковь была стянутабольшими железными скобами. «Церковь, наполненная молящимися, оглашаемая пением и коло-кольным звоном, повинуясь сотням рук, была сдвинута с прежнего своего места на сорок два аршина, и во время этого движения только крест на верху церкви слегкак олебался». В 1831 году А. Оленин в «Сыне отечества» писал: «В октябре и ноябре 1830 года, смотря из моих окон на шпиц Петропавловского собора, я и мои домашние любовались (но с крайним опасением и страхом) неимоверною смелостию русского кровельщика». «Ярославской губернии казенный крестьянин, кровельного цеха мастер Петр Телушкин» предложил произвести, обходясь без дорогих лесов, починку креста и ангелана шпице Петропавловского собора на высоте 122 метров над землей. Для подрядов на строительныеработы требовался залог. Но предложение отважного кровельщика было столь смелым, что ему разрешили работы без залога: «Телушкин, как бедный мастеровой, не имея залогов, заложил, так сказать, жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела». Он изобрел способ при помощи простой веревки вскарабкаться вверх по шпицу к основанию креста. При подъеме он учел даже такое обстоятельство, как раскачивание ветром шпица, и ис пользовал эти колебания для того, чтобы у основания креста закинуть веревку, конец которой ветер пригнал ему обратно в руки. При подъеме к кресту его целью было доставить веревку туда:«…Передернув веревку около креста, начал делать петли на свободном ее конце, чтобы составить из оных род лесенки… По этой же лесенке Телушкин, взобравшись на шар, спокойно принялся за работу.Нередко мы его видели то починивающим ангела (имеющего 5 аршин высоты), то сидящим на его крыле и починивающим оное, то на самой перекладине креста (имеющего 9 аршин вышины), спокойно прикрепляющего оторванные от него листы». Телушкин отлично выполнил свою задачу, произведя за шестьнедель необходимый ремонт.
УМЕТЬ И ЛЮБИТЬ РАБОТАТЬ Русское предпринимательствов большинстве своем вышло из крестьян и посадских людей, которыеумели и любили работать. Среди государственных крестьян было много хозяев, которые засевали десятки, а некоторые – на Юге, в Сибири и на Урале – сотни десятин земли, имели образцовые хозяйства с применением машин, наемных рабочих, улучшенных пород скота. В одной Вятской губернии в 1847 году было несколько сот доходных предпринимательских крестьянских хозяйств. Значительно больше их было в Предкавказье, где государственные крестьяне производили хлеба в 20 раз больше, чем помещики. Крепостной крестьянин с Ревдинского завода Лев Мызин создал в 1860 году своеобразную сеялку для репного семени, на основе применения которой под Ревдинским заводом образовались посевы репы на обширных площадях: отдельные запашки по 60 десятин. Подсолнух появился в России в XVIII веке, и вскоре, уже в 1829 году, крепостной крестьянин изобретатель-самоучка Данила Бокарев впервые в мире догадался с помощью деревянного пресса отжать из семечек масло. Это произошло в слободе Алексеевка Воронежской губернии, где вскоре появились и «первые промышленные насаждения прежнего экзота». Бедная прежде слобода стала весьма зажиточной, а подсолнечник не только быстро распространился на юге России и в Украине, но и вернулся на свою родину, в Южную Америку, уже как масличная культура. Крестьяне изобретали и улучшали орудия и машины. На выставках в 40-х гг. XIX века экспонировались молотилки и веялки крестьянина В. Сапрыкина, молотильная машина Н. Санина, сенокосная машина А. Хитрина, льнотрепальная машина X. Алексеева. А еще крестьяне были самыми настоящими решателями задач. Вот вам пара задачек на сообразительность (ответы вы найдете в конце статьи). Учтите, что это реальные задачи, которые были решены в XIX веке русскими крестьянами. «Золотой пожар» В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом, обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил поленья керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он разбогател. Как это ему удалось? «Сапоги для гусей» Было время, когда русские крестьяне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на «западный» рынок самым экономным способом – своим ходом.Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников… И корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей сбивались от долгой дороги. Русских крестьян выручила смекалка. Что они придумали? Помните сказку, как изобретательный крестьянин делил за столом гуся: гусь почти целиком ему достался, а барин и его семья получили кто крылья, кто голову, лапки, задок. Барин, однако, не рассердился: уж больно угодил ему находчивый крестьянин словами, которыми сопроводил дележ. Такие, как в сказке, находчивые, остроумные выходцы из народа становились уважаемыми и почитаемыми людьми. Иван Михайлович Костромин – один из наиболее известных и почитаемых среди всех нижегородских городских голов (с 1798 по 1800 год) – был купеческим сыном в первом поколении, не понаслышке знавшимкрестьянскую жизнь. Отец его Михаил Андреевич Костромин принадлежал к крестьянам Нижегородского Печерского монастыря. Обладая деловым чутьем, энергией, здоровым авантюризмом и очень проницательным умом, Михаил Андреевич сумел настолько разбогатеть, что избавился от крестьянской кре-пости и записался в купцы III гильдии города Нижнего Новгорода. История эта для тех времен была, конечно,не рядовая, но и не уникальная: многие богатые крестьяне поднимались на следующую ступенькусоциальной лестницы – купеческую. Семья Костроминых особенным богатством среди нижегородскихкупцов не блистала и не была широко известна. Никогда не смог бы сын из такой семьи претендовать на постгородского мэра (никому и в голову бы не пришло за него голосовать!), если бы не необычайный поступок главы семьи Михаила Андреевича Костромина. Именно он предложил безвестному, но талантливому нижегородскому мастеровому Ивану Кулибину изготовить к приезду в город императрицы Екатерины IIнеобыкновенные часы в виде утиного яйца, обязавшись предоставить все необходимые для работы мате-риалы и содержать все это время семью изобретателя. Решение задачи золотой пожар» Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил он дом и попытался поджечь его на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рек- ламу своему изобретению. Попутное ще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. Решение задачи «Сапоги для гусей» Перед дорогой гусей прогоняли по луже полужидкой смолы. На лапах нарастали смоляные галоши – и в путь. А если снашивалась обувка до конца пути, новую делали – не проблема! | |
Просмотров: 4011 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||