Главная » Статьи » Исторический клуб » Служу Отечеству |
Александр Иванович Покрышкин родился 19 матра (6 марта
по старому стилю) 1913 года в Новониколаевске (ныне — Новосибирск) в
семье фабричного рабочего. Окончив школу-семилетку, он первоначально
пошёл работать на стройку. Однако в один из рабочих дней он увидел
пролетавший в небе аэроплан и, несмотря на запрет отца, поступил в
местное техническое училище, где успел проучиться 18 месяцев, после чего
был принят в РККА. Учитывая его начальное лётное образование,
Покрышкина определили в авиамеханики, а затем отправили на доучивание в
Пермскую военно-техническую школу.
Вскоре после этого случая полк пересадили на Як-1 . Самолёты были бэушные – соседний полк убывал на завод за новыми самолётами, а старые передавал 55-му полку. Покрышкин одержал на Яке 7 побед: 2 Ju-88, один Ме-110 и 4 Ме-109.
В самом начале зимы 1943 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя P-39 Аэрокобра. Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиационной доктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его. В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте Покрышкин сбил Me-109. На следующий день, 9 апреля, он смог подтвердить ещё два из семи сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 года. В этот период Покрышкин вновь проявил свои задатки изобретателя: однажды после жаркого боя, в котором он бил три немецких самолёта, ас вызвал на стоянку инженера и попросил его провести еще одно усовершенствование – соединить управление всем оружием «Кобры» на одну гашетку. В следующем бою фашистский самолет, напоровшись на мощный залп, сразу же развалился в воздухе. Вскоре такие доработки были проведены и на других «Кобрах».
Первая Аэрокобра Покрышкина носила несчастливый 13-й номер. На этом самолёте Покрышкин летал со 2 апреля по 20 июля 1943 года и сбил 17 самолётов противника. Затем машину, которая не получила за это время ни одного повреждения, передали лейтенанту Самсонову, который по суеверным соображениям добавил к номеру ноль, превратив, таким образом, №13 в № 130.
Кубанское воздушное сражение – самое напряженное и ожесточенное во всей Второй мировой войне. Именно весной 1943 года на Кубани взошла звезда одного из самых доблестных воинов в истории Руси. Здесь 30-летний капитан Александр Иванович Покрышкин, встретивший войну безвестным командиром звена, стал прославленным асом. На сравнительно узком участке фронта были сосредоточены сотни самолетов с обеих сторон. Установилась ясная погода, и в небе, по воспоминаниям многочисленных очевидцев, шла «настоящая рубка». Немцы направили на Кубань свои лучшие эскадры, в том числе известную 52-ю, где воевали их самые результативные асы – «эксперты». Но на этот раз коса нашла на камень. Гвардия «сталинских соколов» переломила ход битвы в небе войны. Как сообщает вышедшая в Германии книга «История воздушной войны. 1910–1970»: «Советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин». Он открывал огонь не по устаревшим инструкциям: «С 200 метров пусть стреляют слабаки». После математически точно рассчитанных мощнейших ударов в упор, с 50-100 метров, по мотору и кабине разваливались на части «мессершмитты», превращались в огненный шар разрыва загруженные бомбами Юнкерсы Ju-88 . Первым сокрушительную силу «соколиных ударов» Покрышкина оценил противник. Немцы – и это единственный случай – сразу поднимали тревогу при обнаружении Покрышкин в небе. Он вызывал у них настоящий страх. О разработанной Покрышкиным тактике истребителей докладывалось лично рейхсмаршалу Герингу. За летчиком, умевшим сбивать в одном бою по три-четыре самолета, была организована охота, оставшаяся безуспешной. «Не однажды доводилось нам слышать по радио, – пишет Герой Советского Союза летчик-штурмовик А. А. Тимофеева-Егорова, – «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Открытым текстом радировали предостережение немецкие посты наблюдения, и фашистские асы без промедления покидали жаркое кубанское небо. В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы – управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта. В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией. 19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе. После войны Покрышкина стали обходить при повышении в звании. Лишь в августе 1953 он получил звание генерал-майора. Однако он никогда не занимал высших постов в авиации. Самым высоким был пост главы ДОСААФ. Покрышкин снова подвергся остракизму за свою честность и прямоту. Несмотря на сильное давление, он отказался прославлять Брежнева и его роль в битве за Кубань.
Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в Москве в
возрасте 72 лет от тяжелой болезни. В Новосибирске установлены бюст и памятник,
есть станция метрополитена «имени Маршала Покрышкина». Памятник Герою открыт в
городе Краснодаре, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Так же мемориальные доски установлены в Москве, Киеве и Новосибирске. Именем
Покрышкина названы улицы в Москве, Новосибирске, Иркутске, Краснодаре,
Ангарске и других городах. Имя Героя носит Новосибирский учебный авиационный
центр.
| |
Просмотров: 910 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |