Чем отличается былина от сказки? Тем, что она имеет реальную
историческую основу, а сказка – просто вымысел. Но раз так, выходит,
описанные в былинах персонажи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша
Попович – когда-то действительно существовали? Так давайте попробуем
разыскать их следы в истории. В. Васнецов. «Богатыри». 1898 год Картину
"Три богатыря" Васнецов написал в 1898 году. Они гордо стоят на
холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны, в любой момент
готовы отразить врага, защищать матушку - Русь. У Васнецова название
картины было задумано "Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня
Никитич". Илья Муромец, сильный и мудрый, на черном коне,
вглядывается в даль из-под мускулистой руки, с которой свисает тяжелая
булатная палица, в другой руке - острое копье наготове. Слева от Ильи
Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч
Добрыня Никитич. Справа от Ильи Муромца на красно-золотистом коне сидит
Алеша Попович. Он держит в руках меткий лук, от стрелы которого ни один
враг не увернется, его сила кроется в его хитрости и смекалке. В часы
отдыха он может и на гуслях поиграть. Характеры богатырей переданы
Васнецовым воистину точно: и величавое спокойствие и дух правого дела.
Они на дозоре. Илья Муромец Останки
прототипа самого знаменитого из былинных героев – Ильи Муромца – и
сейчас можно увидеть в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. По
преданию, при жизни это был могучий воин по прозвищу Чоботок, родился он
примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок
решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое
имя – Илья. В 1643 году Русская православная церковь причислила его к
лику святых под именем преподобный Илия Муромец. Ученые доказали, что эти мощи – останки богатыря
Чтобы проверить, действительно ли в лавре покоится именно этот
богатырь, в 1988 году мощи исследовала Межведомственная комиссия
Минздрава УССР. Специалисты определили, что преподобный на самом деле
был довольно высокого для Средневековья роста – 177 сантиметров. У
человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходится с
былинными описаниями, ведь, как известно, Илья Муромец до 33 лет
неподвижно просидел на печи, пока его не вылечили калики перехожие.
Подтвердили ученые и то, что прах принадлежит воину. Обнаруженные
рентгенологами костные мозоли на ребрах свидетельствуют о том, что они
были сломаны, возможно в бою, но впоследствии зажили. Участник
научного исследования мощей профессор Борис Михайличенко считает, что
человек, чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре, погиб во время
битвы: – У него была рана в области проекции сердца, проникающая в
грудную полость. Скорее всего, от нее он и умер. Кроме того, переломана
правая ключица, хорошо видно повреждение кисти, судя по всему, тоже
каким-то холодным оружием – плоско-колющим предметом. По мнению
специалистов, смерть преподобного Ильи наступила приблизительно в
возрасте 40-55 лет. Возможно, в 1204 году, во время взятия Киева князем
Рюриком Ростиславичем. Правда, в таком случае год рождения Ильи Муромца
должен быть где-то между 1150 и 1165 годами. Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец.
Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие
былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из
села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют
Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук
Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город
Моровийск Черниговского княжества. В Черниговской области и поныне
существует село Моровск. В доказательство ученый приводит слова
былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а
вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров,
тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище
«Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского
племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно
ассимилированного восточными славянами.
Добрыня Никитич Добрыня Никитич. Станислав Москвитин. На
знаменитой картине Виктора Васнецова «Богатыри» (более известной в
народе как «Три богатыря») этот персонаж изображен суровым бородатым
дядькой. Есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого
себя, причем в весьма зрелом возрасте. Это вполне вероятно – уж больно
похож богатырь на художника. В былинах же Добрыня Никитич предстает
добрым молодцем. Он борется со Змеем Горынычем, выручает из плена
знатных красоток, а порой сражается с другими богатырями, например с
Ильей Муромцем. Чаще всего этот воитель действует по указаниям Владимира
Красное Солнышко, у которого состоит на службе.
Если обратиться к летописям, в дружине князя Владимира Святославича
действительно был ратник по имени Добрыня. Более того, он приходился
князю родным дядей (брат матери Малуши). Большинство исследователей
считают, что именно этот Добрыня и стал историческим прототипом
былинного богатыря. Воевода Добрыня сыграл огромную роль как в жизни
князя Владимира, так и в истории Руси. Когда великий князь Святослав
делил между сыновьями Киевскую Русь, Добрыня посоветовал новгородским
послам выпросить себе на престол именно его племянника. Так те и
поступили – в 970 году юный Владимир вместе с дядей отправился княжить в
Новгород. В 978 году, опять же поддерживаемый дядей, молодой князь
отправился в поход на Киев и, после убийства своего брата Ярополка, стал
правителем всей Киевской Руси. Добрыня при этом был назначен
новгородским посадником. В 985 году войска Владимира – при участии дяди,
конечно – совершили набег на земли булгар, а после победы по совету
вездесущего родственника князь заключил с ними мир. Как гласит «Повесть
временных лет», Добрыня сказал племяннику, что булгары все в сапогах –
такой богатый народ дань платить не будет, а потому лучше поискать
лапотников. После крещения Киева в 988 году верный соратник Владимира
отправился обращать в христианство Новгород. «Путята крести мечом, а
Добрыня огнем», – такой поговоркой еще долго вспоминали новгородцы эти
события. Согласно Иоакимовской летописи, не желая принимать крещение,
язычники подняли в городе бунт. Добрыня же перебил бунтовщиков, а их
дома сжег. Этот факт подтвердили произведенные на территории Новгорода
раскопки – археологи определили, что в 989 году в городе полыхал пожар, и
на месте сожженных домов были выстроены новые. О том, где и как умер
прототип былинного Добрыни Никитича, никаких сведений не сохранилось. Известно лишь, что его сын Константин в 1017 году был объявлен новгородским посадником.
Алеша Попович Алеша Попович весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином Александром А. П. Рябушкин. Алёша Попович.1895 А. П. Рябушкин. Алёша Попович.1895
В
былинах сей богатырь выделяется не столько силой, сколько смекалкой и
натиском, а также остротой языка, хвастливостью и изворотливостью. В
этом Алеша весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским
боярином Александром (Олешей) Поповичем. Подвиги воина Александра во
многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя
Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину
Всеволодовичу. В 1216 году принял участие в одном из самых кровавых
междоусобных сражений средневековой Руси – Липецкой битве, где решалась
судьба наследства Всеволода Большое Гнездо. Причем в пылу сражения
боярин Александр Попович едва не зарубил по ошибке своего командира –
князя Мстислава Удатного. При этом Олеша не просто не признал свою
ошибку, а еще и отчитал князя, чтобы тот не лез под горячую руку.
Константин Всеволодович выиграл битву, но прожил после победы всего два
года. После смерти князя Александр Попович отправился в Киев, на службу к
Мстиславу Старому. В 1223 году, когда на Русь вторглись монголо-татары,
состоялась битва на реке Калке. Именно там и сложил голову исторический
прототип былинного богатыря Алеши Поповича. Горыня, Дубыня и Усыня Все
описанные воины вполне подходят на роль воспетых народом богатырей. Но
есть одна нестыковка: в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша
Попович состоят на службе князя Владимира Красное Солнышко и время от
времени встречаются друг с другом, тогда как их прототипы жили в разное
время. Воевода Добрыня – при Владимире, преподобный Илия погиб в 1204-м,
а Александр Попович почти 20 годами позже. Скорее всего, реальные
личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев.
Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась
со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками. | Горыня, Дубыня, Усыня ГОРЫНЯ —
титан, горный великан, охраняющий темное царство, по одной из версий
может обращаться в Змея. Горыня - один из трех богатырей-великанов
(Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Горыня обладает
нечеловеческой силой; в сказках, нарушая(=изменяя) природу вещей,
помогает главному герою или иногда затрудняет его действия. Захватывает
гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. По
предположениям, имя это происходит от слова "гореть", и упомянутые три
богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня - огонь, Дубыня - земля,
Усыня - вода. ДУБЫНЯ
(ДУБЬЩА) — лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное
царство. В восточнославянских сказках три брата-великана - Дубыня вместе
с Горыней и Усыней - выступают, как правило, в виде положительных
персонажей, помогающих главному герою. УСЫНЯ—
(Усыныч, Усынка, Крутиус) - великан, охраняет проход в пекельное
царство; персонаж русских сказок, сопоставим с образом дракона или змея,
запруживающего воды своими "плечами". Слово "усы" предположительно
является переносом названия плеча. |
Подобные качества отчасти присущи и богатырям. К тому же сказки о трех
великанах во многом перекликаются с былинами. При этом исследователи
считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня еще древней, и их происхождение
восходит к хтонической традиции, когда стихийная мощь природы
отождествлялась с различными волшебными существами. Когда-то люди
представляли великанов в образе змеев – Змей Огненный, Змей Глубин, Змей
Вод (похожие существа встречаются во многих мифологиях). С приходом
же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей –
защитников православной веры. И более того, в былинах они начали,
наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча). То есть,
фактически они сражались сами с собой – со своими более ранними
воплощениями.
|