Главная » Статьи » Исторический клуб » СССР |
Повариха, 1930 год. Переехав в Москву в 1926 году, Марков-Гринберг приступил к работе в журнале «Смена». Фотограф много ездил по стране, фиксировал успехи социалистического строительства, первые колхозы. Фотографировал как знаменитых людей, так и обычных «строителей коммунизма». Портрет шахтера Никиты Изотова, 1934 год. Никита Изотов в шахтерской каске, покрытый угольной пылью, сфотографирован как монумент. Это памятник ударнику, стахановцу. Шахтер представлен как античный герой, бросающий вызов богам, вгрызаясь в недра земли. Военно-спортивная игра «Зарница», 1930-е годы. В первые десятилетия Советского Союза – период глобальных перемен – перед фотографами не ставилась задача снять настоящее. Гораздо важнее было увидеть в нем ростки будущего, которому, возможно, никогда и не суждено было сбыться. Фотографы переводили обыкновенную прозу жизни на язык героического эпоса, преображая реальность. «Девушка с веслом», ночью в ЦПКиО им. Горького, 1930 год. Главной задачей репортеров этой эпохи было своими снимками суметь убедить зрителей в величии советской реальности. Фотографии Маркова-Гринберга как раз обладали таким счастливым даром убеждения. Встреча иностранной делегации у Белорусского вокзала. Площадь Тверской заставы. Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка), 1931 год. Молодость. Дом отдыха завода московского завода «Электрокомбинат» в Калязине, 1932 год. На заднем плане – Троицкий монастырь, попавший в зону затопления в связи с созданием Угличского водохранилища. На первом воздушном параде в Тушино, 1933 год. В пионерском лагере. Рыболовы, 1930-е годы. «Первая на селе». Кабардино-Балкария, 1934 год. Под парусом на озере Селигер, 1930-е годы. Стоит отметить, что сам Марков-Гринберг, как и многие другие фотокорреспонденты того времени, этой трансформации реальности как будто не замечали. Сам автор не обнаруживал расхождений между снимком и той жизнью, что снимал. Более того, он утверждал, что как раз отсутствие трансформации реальности, верность «реализму» было его личной целью. Молодежная сельскохозяйственная бригада. Уборка урожая зерновых. Юг России, 1930-е годы. В советской фотографии реальность предварительно фильтровалась и обрабатывалась. Жизнь на снимке должна была изображаться согласно заданной установке. При этом ей всегда верили, для миллионов людей она служила доказательством того, о чем пишут газеты. «Поворот истории» (Другое название: «Отныне и навсегда»). Снятие орлов и установка звезды на башне Кремля, 1935 год. Из воспоминаний автора о работе над снимками: «Полез я на башню, на которой была смонтирована довольно примитивная конструкция – ни теперешних, принятых в таких случаях ограждений, ни иных средств техники безопасности не применялось. А тут еще звезда в кадр не входит – надо вылезать на какой-то кронштейн. Страшно было. Но немного привык к высоте и все же снял. Правда, пришлось делать панораму из двух кадров объективом 35 мм – в один кадр звезда все-таки не уместилась…» «Счастливое материнство», 1935 год. Советскому народу предоставлялся выбор – становиться героями или рождать новых героев. Динамовки, 1935 год. Милиционер-регулировщик ночью на Арбатской площади, 1936 год. Волгарь, 1939 год. За Родину! 1943 год. Особенно выделяется в творчестве фотографа военный период. В сентябре 1941 года Марков-Гринберг был отправлен рядовым на фронт. Участвовал в боях в роли связиста, но всегда фотографировал — фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха. Клятва воина, 1943 год. В июле 1943 года политотдел армии направил фотографа корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца». На Курской дуге. Обкатка пехоты танками, 1943 год. Западная Пруссия, Германия, май 1945 года. Человеческие останки в печи крематория концлагеря Штутгоф. Место съемки: окрестности Данцига (ныне Гданьск, Польша). | |
Просмотров: 590 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |