Дивеевская земля - особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел. О первых трех Жребиях Божией Матери во вселенной известно следующее. Первый - Иверия - выпал Богородице, когда апостолы метали жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Но явившийся ангел возвестил Ей, что Иверия просветится впоследствии. Когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Сотворив много чудес, Она отплыла на Кипр. Святая гора Афон - Второй Жребий Богоматери на земле. В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговской губернии. Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь - Третий Жребий Божией Матери на земле. Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено здесь же, в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это - Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою!» С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек - Сатиса и Саровки. Место это было необыкновенно красиво, и еще задолго до прихода сюда в конце XVII века основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места. Монастырь отличался строгостью устава, устроенного по примеру Афонского. Пещеры, вырытые в горе, были местом подвигов первых саровских затворников-подвижников. Тысячи богомольцев шли сюда - приобщиться благодати святого места, испросить совета и благословения мудрых и духоносных старцев. Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России... - сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. - И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного». По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной. P.S.Удивительное место, с которым связано столько обетований и пророчеств..Все в этой обители созидалось и устраивалось по благословению и непосредственному указанию Самой Царицы Небесной, Которая открывала Свою волю матушке Александре, а затем, после кончины первоначальницы, избрала смиренного подвижника Саровской пустыни иеромонаха Серафима для устройства удивительной обители, женской Лавры, Своего Четвертого Удела на земле. "По своей воле ни одного камешка у них не поставил - только по указанию Царицы Небесной", - говорил преподобный Серафим в конце жизни. Особое попечение имеет Пресвятая Богородица об этом святом месте. Преподобный Серафим говорил: "Кто даже сердцем воздохнет да пожалеет их (сестер Дивеевских), того Господь наградит". И еще: "...счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки - от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево". Каждую ночь Царица Небесная обходит обитель по Святой Канавке, устроенной вокруг монастыря. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), гонимый безбожной властью, жил некоторое время в Дивеевской обители. И вот однажды, 1(14) февраля 1027 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, Владыка вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями. "Пречистая Дева Богородица идет по Канавке, - сказал он послушнице Анне. - Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!" И, несомнен для каждого, кто посещал Дивеево, покров Владычицы Богородицы над этим святым местом. А также духом чувствуешь присутствие преподобного Серафима. Был такой случай еще до закрытия обители. В воскресенье вечером обычно во время Утрени поется нараспев Акафист преподобному Серафиму (это и сейчас соблюдается.) Монахиня Серафима (Булгакова), одна из последних Дивеевских сестер (она скончалась уже в 1991 году, прошла лагеря, ссылки) вспоминает, что некоторые видели, как во время пения Акафиста Преподобный покрывал певчих своей мантией. И конечно, все помнят завет Преподобного Серафима: «Когда меня не будет, ходите ко мне на гробик, как к живому и все расскажите. Как с живым, со мной говорите. И всегда я для вас жив буду!» Вот это живое присутствие Преподобного необыкновенно реально в Дивеевской обители.
|