Главная » Статьи » Исторический клуб » Вехи

Первый в мире ледокол арктического класса

29 октября 1898 г. был спущен на воду первый в мире ледокол «Ермак». Корпус «Ермака» при длине 93 м имел ширину 21,6 м и был разделён восьмью водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Корабль имел наклонный форштевень, что позволяло ему проламывать лёд тяжестью корпуса. «Ермак» стал первым в мире ледоколом, способным ходить в тяжёлых льдах.
Уже в апреле 1899 г. ледокол освободил затёртые льдом у Ревеля пароходы, а летом 1899 г. Макаров совершил на «Ермаке» поход в Арктику, достигнув 81° 28' северной широты. Во время похода проводились гидрологические и метеорологические наблюдения, а также киносъёмка льдов. В 1901 г. ледокол совершил ещё один дальний арктический поход — к берегам Шпицбергена и Новой Земли.

Ермак — ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса.

Ледокол «Ермак»

Первый в мире ледокол арктического класса

В ноябре 1897 года правительство выделяет деньги на постройку ледокола и комиссия во главе с адмиралом Макаровым приступает к разработке технических условий. В составе комиссии были Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский и Р. И. Рунеберг, Ф. Ф. Врангель и другие.

 

Ледокол «Ермак» на стапелях

Первый в мире ледокол арктического класса

Ледокол был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре 1897 года по заказу России. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. «Ермак» был спущен на воду на месяц позже контрактного срока и после заводских испытаний был принят в эксплуатацию.

Ледокол «Ермак» на ходовых испытаниях

Первый в мире ледокол арктического класса

М.П. Васильев, первый командир ледокола «Ермак» 1898 – 1901.

Первый в мире ледокол арктического класса

19 февраля 1899 на корабле был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). 21 февраля ледокол вышел на родину, в Финском заливе его ждал сплошной лёд (в ту зиму лёд в заливе был необычайно тяжёлым толщиной до метра). 1 марта достигли кромки льда. Некоторое время ледокол продвигался очень легко со скоростью 7 узлов, но в районе острова Гогланд корабль остановился: ледяное поле оказалось слишком тяжёлым, его пришлось обходить. 4 марта корабль прибыл в Кронштадт. Корабль встречали с особым торжеством: стечение людей, военный оркестр, высокий приём.

«Ермак» в гавани подходя к месту стоянки. 4 (15) марта 1899 г., Кронштадт.

Первый в мире ледокол арктического класса

Но уже 9 марта ледокол ушёл на своё первое задание — пришло известие о затёртых в районе Ревеля 11 пароходах. Корабли были успешно вызволены и отконвоированы в порт. 4 апреля в два часа дня «Ермак», легко сломав невский лёд встал около Николаевского моста в столице империи.

Ледокол «Ермак» в Санкт-Петербурге

Первый в мире ледокол арктического класса

29 мая 1899 года «Ермак» вновь вышел из Ньюкасла на север — в своё первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут Шпицберген, проверку прошли механизмы машины в тяжёлых условиях Заполярья.

Экипаж «Ермака»

Первый в мире ледокол арктического класса

Выявленные недостатки были устранены в Англии в течение месяца (убран передний винт, укреплён корпус). 14 июня того же года «Ермак» снова вышел в полярное плаванье. Экипажем корабля во главе с С. О. Макаровым была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне океана. Однажды, наткнувшись на торосы, корабль получил пробоину, которая была заделана, но корабль уже не мог продолжать интенсивных исследований и вернулся в Англию для ремонта.

Ледокол «Ермак». Спуск водолазов для осмотра корпуса

Первый в мире ледокол арктического класса

Водолаз «Ермака»

Первый в мире ледокол арктического класса

Ледокол «Ермак». Замена носовой части. Англия 1900 год.

Первый в мире ледокол арктического класса

Была создана комиссия по разбору причин инцидента, результатом работы которой стало решение о работе ледокола только в акватории Финского залива. Здесь в зиму 1899—1900 года «Ермак» успел спасти крейсер «Громобой», который сел на мель и был затёрт льдами между Петербургом и Кронштадтом.

Ледокол «Ермак» идет на помощь

Первый в мире ледокол арктического класса

Принимал самое активное участие в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», который сел на мель в районе острова Гогланд. Во время этой акции «Ермака» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого Александра Попова — радиотелеграф. Благодаря связи судовой радиостанции с береговой (Котка) была спасена группа унесённых на льдине рыбаков.

Ледокол «Ермак» спасает броненосец «Генерал-адмирал Апраксин»

Первый в мире ледокол арктического класса

Во время русско-японской войны «Ермак», преодолев лед в Либавском порту, провёл эскадру контр-адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше тысячи суток.

Ледокол «Ермак» на Неве 1910-е

Первый в мире ледокол арктического класса

Ледокол «Ермак» в Неве. 1912г.

Первый в мире ледокол арктического класса

14 ноября 1914 года ледокол был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс.

Ледокол «Ермак»

Первый в мире ледокол арктического класса

Вскоре в походе из Гельсингфорса в Кронштадт «Ермак» вместе с другими ледоколами провел 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив. Руководитель похода и одновременно наморси Балтийского флота — каперанг Щастный тем самым спас всё боевое ядро Балтийского флота. За участие в «ледовом походе» «Ермак» был награждён почётным революционным Красным знаменем ВЦИК. Щастный расстрелян.

После этого ледокол вернулся к мирной службе и в 1920—1930 годах обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в Арктике и Белом море.

Ледокол «Ермак»

Первый в мире ледокол арктического класса

Первый в мире ледокол арктического класса

Первый в мире ледокол арктического класса

Первый в мире ледокол арктического класса

Первый в мире ледокол арктического класса

На палубе «Ермака»

Первый в мире ледокол арктического класса

Первый в мире ледокол арктического класса

Члены экипажа

Первый в мире ледокол арктического класса

Кают-кампания «Ермака»

Первый в мире ледокол арктического класса

М.В Николаев. На фоне мостика «Ермака» 1899-1900 гг.

Первый в мире ледокол арктического класса

Результаты плаваний «Ермака» адмирал Макаров обобщил в 1901 г. в книге «"Ермак" во льдах». За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше 1000 суток. После начала 1-й мировой войны «Ермак» был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. В 1918 г. ледокол прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.

В 1920-30-х гг. «Ермак» обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в западном секторе Арктики и в Белом море. В феврале 1938 г. участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1». В годы Великой Отечественной войны ледокол осуществлял проводку судов на Балтике. В июне 1944 г. был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.

В день своего пятидесятилетия в 1949 г. ледокол «Ермак» был награждён Орденом Ленина. После этого он прослужил на севере ещё 15 лет и в 1964 г. был выведен из эксплуатации и разобран на металл в Мурманске.

С 1974 г. имя «Ермака» носит новый мощный семипалубный ледокол.

Категория: Вехи | Добавил: lunev2009 (29.10.2014)
Просмотров: 1106 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]