20 сентября 1778 года, на острове Эзель, который сейчз зовется Сааремаа, близи тогдашнего города Аренсбург, (ныне Кингисепп) в Лифляндии, ныне входящей в состав Эстонии, родился русский мореплаватель, участник первого русского кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна, руководитель первой русской антарктической экспедиции, открывшей Антарктиду, адмирал Фаддей Беллинсгаузен. Сегодня его имя носят море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на острове Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова.
Выросший на берегу моря мальчуган с ранних лет мальчик не мог себе представить жизни без морских волн и кораблей. Именно поэтому в 1789 году он поступил кадетом в Морской корпус в Кронштадте. Фаддей обладал живым умом и отличной памятью, поэтому науки давались ему легко, особенно навигация и мореходная астрономия, однако в числе первых учеников Фаддей никогда не был.
В первое плаванье гардемарин Беллинсгаузен ушел в 1796 году. Корабль направлялся к берегам Англии. Именно там гардемарины увидели экзотические фрукты, корабли из дальних стран, их привозившие. По возвращении он был произведен в мичманы и направлен для прохождения службы в Ревельскую эскадру. В ее составе на различных кораблях молодой офицер плавал по Балтийскому морю. Юноша жадно овладевал мореходным искусством, на практике постигая его секреты. Это не прошло незамеченным, и в 1803 г. Беллинсгаузен был переведен на корабль «Надежда» для участия в первой русской кругосветной экспедиции. Это плавание под руководством самого И. Ф. Крузенштерна стало великолепной школой для молодого офицера, а руководитель экспедиции высоко оценил прилежание и уровень составленных им карт.
После кругосветного плавания Беллинсгаузен, уже в чине капитан-лейтенанта, до 1810 года командовал фрегатом на Балтийском море, принимал участие в русско-шведской войне. В 1811 года был направлен на Черное море, где за пять лет провел большую работу по составлению и исправлению карт, определил главные координаты восточного побережья.
К 1819 года Беллинсгаузен уже капитан 2 ранга. Крузенштерн рекомендовал капитана назначить руководителем экспедиции для открытий и исследований в области Антарктики. Беллинсгаузена срочно вызвали в Петербург, где 4 июня он принял командование шлюпом «Восток», которому предстояло идти в Антарктику. «Восток» и второй корабль экспедиции «Мирный», строившиеся для кругосветных плаваний, были специально приспособлены для полярных условий. Подводную часть «Востока» по требованию Беллинсгаузена скрепили и обшили медью. На «Мирном» поставили вторую обшивку, добавочные крепления корпуса, заменили сосновый руль на дубовый. В общей сложности экипажи кораблей насчитывали 183 человека. Командиром «Мирного» был назначен лейтенант М. П. Лазарев, ставший со временем знаменитым флотоводцем.
16 января 1820 г. в судовом журнале появились записи о предполагаемой близости суши. Земли видно не было, так как она была под сплошным покровом льда, но над кораблями летали буревестники, а приближаясь ко льдам, моряки слышали^крики пингвинов. Позже стало известно, что экспедиция находилась всего в 20 милях от материка, поэтому именно этот день считается официальной датой открытия Антарктиды. Будь ледяной покров в этот момент не таким мощным, мореплаватели наверняка увидели бы землю. Двигаясь дальше, 6 февраля вновь близко подошли к материку, но погодные условия опять-таки не позволили с уверенностью утверждать, что белое пространство на горизонте является сушей.
Вновь и вновь, уходя от кромки льдов и приближаясь к ней дальше по курсу, старались мореплаватели пробиться сквозь льды. Четыре раза пересекли они Южный полярный круг, иногда приближаясь на 3—4 км к берегу Антарктиды, но результаты оставались прежними. Наконец попытки подойти ближе к предполагаемой земле пришлось прекратить. Сильные штормы могли погубить изрядно потрепанные корабли, требовалось пополнить запасы пищи и дров, дать отдых измученной команде. Было решено идти в Порт-Джексон (Сидней).
Инструкция предписывала во время зимы в Южном полушарии провести исследования в юго-восточной части Тихого океана. Всего один месяц провела экспедиция в Австралии, а 22 мая 1820 г. отправилась на Туамоту и к островам Общества. В этом плавании были открыты острова Россиян, которым дали русские имена (Кутузова, Раевского, Ермолова, Барклая де Толли и др.). Несколько островов были обнаружены также неподалеку от архипелага Фиджи и к северу от Таити. Исследовались также острова, которые уже посещались другими путешественниками.
В начале сентября 1820 г. экспедиция вернулась в Порт-Джексон, провела тщательную подготовку кораблей и уже 11 ноября вновь отправилась в Антарктику. 18 января мореплаватели отчетливо увидели берег, который назвали Землей Александра I. Больше сомнений не было: новый материк открыт. Во время дальнейшего плавания были исследованы Южные Шетландские острова, многие из которых впервые нанесли на карту, о. Петра I и др. Однако работу по описанию открываемых земель пришлось прервать: серьезное повреждение «Востока» вынудило Беллинсгаузена принять решение о прекращении экспедиции. В Кронштадт путешественники добирались через Рио-де-Жанейро, где отремонтировали корабль, потом побывали в Лиссабоне, а в июле 1821 г. прибыли на родину.
Путешествие продолжалось 751 день. Экспедиция прошла 92,2 тыс. км. Кроме Антарктиды, путешественники открыли 29 островов. Были собраны большие этнографические, зоологические и ботанические коллекции. На карту Антарктиды мореплаватели нанесли 28 объектов и дали им русские названия. Они обследовали большие акватории, прилегающие к материку, в общих чертах дали характеристику его климата, впервые описали и классифицировали антарктические льды.
После своего знаменитого путешествия Беллинсгаузен продолжил службу во флоте: в 1821 — 1827 гг. он командовал флотилией в Средиземном море; в 1828 г., уже в звании контрадмирала, возглавил отряд матросов-гвардейцев и провел его посуху из Петербурга через всю Россию на Дунай для участия в войне с Турцией; потом на Черном море командовал осадой турецкой крепости Варна и т. п.
В 1839 г. вице-адмирал Беллинсгаузен получил высший на Балтийском море пост главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Несмотря на преклонный возраст, командир каждое лето выводил в море большие флотилии для маневров и доводил согласованность их действий до совершенства. Умер Беллинсгаузен 25 января 1852 г. в Кронштадте.