Сейчас в
России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют
самодеятельных изобретателей а также любителей что-то самостоятельно переделать или
улучшить в машинах и механизмах.
Иван Петрович
Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте
обучился слесарному, токарному и часовому делу. В
1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные
часы. В их корпусе помимо собственно часового механизма
помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный
аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный
механизм крошечного театра-автомата с подвижными
фигурками. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 Екатерине
II, которая назначила его заведующим механической
мастерской Петербургской академии наук. В настоящее
время эти часы
хранятся в музее Эрмитаж. В Петербургской АН Кулибин
сконструировал "планетные" карманные часы, применив в
них компенсационное устройство новой системы: кроме
часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни
недели, времена года и фазы Луны. Им были созданы также
проекты башенных часов, миниатюрных "часов в перстне" и
другие. Разработал он также новые способы шлифовки
стекол для изготовления микроскопов, телескопов и иных
оптических приборов.
Кулибин дважды (в 1792 и в
1799) собирал знаменитые часы Павлин работы английского
механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в
павильонном зале малого Эрмитажа.
Кулибин
заведовал механической мастерской Петербургской академии
наук более 30 лет. Руководил производством станков, астрономических,
физических и навигационных приборов и инструментов.
К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов
300-метрового одноарочного моста через Неву с
деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал
большую модель такого моста, впервые в практике
мостостроения показав возможность моделирования мостовых
конструкций. Проект Кулибина получил высокую оценку Л.
Эйлера и Д. Бернулли, но осуществлен не был. С 1801
Кулибин работал над вариантами металлического моста,
однако и эти интересные проекты, несмотря на полную
техническую обоснованность, были отклонены
правительством. Всего он разработал 3 варианта
деревянных и 3 варианта металлических мостов.
В последующие годы Кулибин изобрел и
изготовил много оригинальных механизмов, машин и
аппаратов. Среди них – фонарь-прожектор, дававший при
слабом источнике мощный свет. Это изобретение было
использовано в промышленных целях – для освещения
мастерских, судов, маяков и т. д. В 1791 году Кулибиным
была изготовлена повозка-самокатка, в которой он
применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей
и подшипники качения. Повозка приводилась в движение
человеком, нажимавшим на педали. В том же году он
разработал конструкцию "механических ног" – протезов
(этот проект после войны 1812 был использован одним из
французских предпринимателей). В 1793 Кулибин построил
лифт,
поднимавший
кабинку при помощи винтовых механизмов. Кроме того,
в 1794 году он создал оптический телеграф для передачи
условных сигналов на расстояние.
В 1801 году Кулибин был уволен из академии наук и
вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ
движения судов вверх по течению рек и в 1804 году
построил "водоход", работу над которым он начал ещё в
1782 году. Испытания показали полную пригодность и
экономичность таких судов, однако и это его изобретение
не было использовано, а само судно через некоторое время
было продано на слом. К этому же периоду относятся
работы Кулибина по применению паровой машины для
движения грузовых судов. Он был автором многих других
проектов: приспособление для расточки и обработки
внутренних поверхности цилиндров, машина для добычи
соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное
колесо оригинальной конструкции, фортепьяно. Но подавляющее большинство изобретений Кулибина,
возможность использования которых подтвердило наше
время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы,
забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной
толпы – лишь это впечатляло его современников.
Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин
был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл
в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них
только балагурил и шутил, так как был абсолютным
трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров
западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких
сапогах и с окладистой бородой казался представителем
другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием
отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной
словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.
Он был трижды женат, третий раз женился уже в
70-летнем возрасте, и третья жена принесла ему трех
дочерей. Всего у Кулибина было 11 детей обоих полов. Всем
своим сыновьям он дал образование.
В последние годы жизни Кулибин находился в крайне
тяжёлых материальных условиях. Он умер 30 июля 1818 года
в Нижнем Новгороде. Ныне его именем названы улицы во
многих городах России и стран СНГ, в том числе в
Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве и др. Его имя
носит Нижегородское речное училище. А на Нижегородском
кладбище, где похоронен изобретатель, разбит Парк
Кулибина.