Главная » Статьи » Художественный клуб » Игрушки |
Сегодня народные игрушки можно встретить нечасто. Оцененные художниками и собирателями еще в конце XIX века, они украшают экспозиции музеев. А благодаря хранителям мастерства и их ученикам, традиция продолжает жить и сейчас. И каждый из нас имеет возможность приобрести частичку истории к себе в коллекцию. Дымковская игрушка
Жанрово-бытовая дымковская игрушка – это целый мир, мир провинции, где живые наблюдения сплетаются с мечтой народа о лучшей
жизни. Гуляющие и катающиеся в лодках барыни и военные, барышни и
кавалеры, гарцующие на конях наездники, няньки и кормилицы с детишками, водоноски и женщины, доящие коров – вот те разнообразные типы мелкой
дымковской пластики. Большинство из них – это уличные типы, отражавшие
внимание сельских жителей к миру господ. Выразительные, преувеличенно
утрированные приметы, узнаваемые по времени детали костюмы придают образам яркую индивидуальность. Это типы- характеры, конкретные и в то же время собирательные образы. Часть фигурок – вариации фарфоровой пластики, о чем
свидетельствуют подставки-основания и побелка в подражание фарфору. Но сторонние влияния подчинены народному мировосприятию и эстетическим
нормам. Образы метки, как народный язык, характеристика ярка и
выразительна, типичное всегда подчеркнуто, гиперболизировано. «Все дела и занятия дымковские персонажи совершают со значительностью и с ерьезной сосредоточенностью, как ритуал. И эта кукольная важность комична и забавна». Дымковскую игрушку лепят из красной глины,
собранной на отмелях Вятки и смешанной с чистым речным песком, потому
она не садится. Лепят игрушку из отдельных деталей, сначала крупных, потом более мелких, примазывая их мокрой тряпкой. Так дымковская игрушка приобретает округлость форм, плавность линий и гладкость поверхности. После сушки и обжига в русской печи красную игрушку белят мелом, разведенным на молоке. Оно, скисая,
образует казеиновую пленку, закрепляющую поверхность мела. После этого
выполняется роспись яичной темперой самых ярких цветов. Простые мотивы орнамента – кружки, полоски, клетки, овалы, приобретают разнообразие в большом количестве композиционных
схем. Применяются и крупные пятна росписи. Поверх, для большего
впечатления ценности, на игрушку накладывают поталь, ромбики сусального
золота. на
вкусы городского населения. Ведь дымковская игрушка – это удивительный сплав народного творчества с городской культурой. Филимоновская игрушка
Филимоновские свистульки имеют устойчивый круг
традиционных сюжетов, выдающий близость их создателей к крестьянской среде. Это женские образы, очеловеченные звери, домашние животные. «Выразительна пластика филимоновских игрушек. Они устойчивы, но изысканно удлинены». Причина – в технологии изготовления и свойствах
местной глины. Синевато-черная, жирная и тягучая, она позволяет тянуть фигурки из одного куска. У кукол колокол юбки переходит в стан,
завершающийся маленькой головкой в шляпке. Все формы неразрывно связаны.
Животные крестьянского хозяйства лепятся из жгута: из одной половины – ноги, из другой – длинная шея с крохотной головкой. Если сделать ее
больше, она осядет под собственной тяжестью. «Кони,
козлы, коровы одних пропорций не походят на знакомых с детства домашних любимцев. Диковинное длинношеее животное узнается только по форме ушей и рогов». В процессе сушки мягкая глина садится, плывет. Форму игрушки приходится не раз править. Так игрушки вытягиваются еще
больше. При обжиге темная глина приобретает бело-розовый цвет, ее не надо белить. Завершает отделку роспись яркими анилиновыми красками, среди которых главные – желтая, красная, синяя. Узнаваемость филимоновской игрушке придает
свободная скоропись архаичного декора. Это ритмичная радужно-яркая полоска, круги-солнышки, елочки, кресты, треугольники.
Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка -искусство чисто
крестьянское. Классика этого вида – изделия жителей нескольких деревень близ города Каргополя на юге Архангельской области. Самая известная из
них – Гринево. Ныне она исчезла. Именно в этой деревушке жили
И.В.Дружинин и У.И.Бабкина – прославленные гончары и игрушечники. Дети со всей округи забавлялись их «бобками» (так
принято здесь называть игрушки) – куколками и утушками, купленными на
базаре за копейки. А в 30-е годы потянулись сюда музейщики и
коллекционеры не только из Архангельска и Вологды, но и из столичных городов. Свистульки в образе оленя, коня, утицы, козла,
барана выполнены в обобщенном статичном виде, сходном с другими центрами
игрушки. Это мифологизированные образы, олицетворяющие силы плодородия. Домашние животные имеют узнаваемый облик и характеры. Напоминающие лаек собаки именно той породы, которая чаще
других встречается в Каргополе. Они участвуют в жизни человека, ходят на охоту, нападают на медведя, преданно машут хвостом, играя с мячиком. Но лепили каргопольские мастера и сказочных существ. Здесь и Полкан – русский кентавр, и страшные черти, и четырехлапые существа с бородатой личиной, и загадочные с крючковатым
клювом хищные птицы, действующие как люди, и другие очеловеченные звери. Сюжеты каргопольских игрушек, изображающих человека, удивительно разнообразны. Но чем бы не занимались их герои –
это узнаваемый быт и типичные характеры северной деревни, мало
менявшиеся на протяжении веков: охотники, хозяйки, одающие пироги, гармонисты, сельчане на санках. Петровская игрушка
Петровская глиняная игрушка-свистулька – один из древнейших духовых инструментов. Главное ее отличие – зеленовато-бурый цвет. Устроена она достаточно просто. В глиняном изображении человека или просто яйце делается полость, в которую
вдувается воздух. На пути воздушной струи под определенным углом
расположен рассекатель. На нем-то и возникает первая вибрация, которая
усиливается полостью свистульки и ею же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе игрушки предназначены для изменения высоты звука. Орнамент свистульки достаточно сдержанный —
«елочки», вертикальные вмятинки, точки. А вот сюжетный ряд вобрал в себя
все традиционные типы: конь, петух, олень, лось, баран, гусь, козел, медведь, собака, мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми и скоморохи. Романовская игрушка
Игра на свистульках – явление глубоко традиционное.
В Древней Руси она была неотъемлемой частью различных обрядов и
народных игрищ. В Липецке свистульки, имеющие четыре звуковых отверстия, активно использовались в крестьянском быту не только как игрушка, но и как музыкальный инструмент вплоть до первой четверти XX века. Первая
коллекция романовской игрушки была собрана в начале XX века Петровским обществом распространения научных и практических знаний в Липецке. В его отчетах говорится: «В селе Романово Липецкого уезда исстари существует кустарный гончарный промысел, и в музее
положено начало составлению коллекции глиняных игрушек, работы этих
кустарей. Игрушки эти очень разнообразны, некоторые работаются по
старинным формам, но в последнее время старина заменяется новыми формами, конечно, соответствующим переживаемым интересам…» Сперва романовская игрушка была близка петровской – своим поливным украшением. Но уже в первой половине XIX века оно
отходит на второй план, уступая место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками игрушке. Лепятся
новые сюжеты: офицеры в парадных мундирах, нарядные дамы, гуляющие
парочки, богатые выезды в колясках и каретах и даже паровоз. Следуя моде
того времени, вбирая в себя стиль светской городской жизни, игрушка постепенно становится отражением целой эпохи. В
30-х годах XX века промысел постепенно угасал. Перестали делать большие
куклы,
которые раньше готовили к Егорьевской ярмарке в Липецке. Делали лишь свистульки. Со временем и они исчезли. Лишь к концу века промысел восстановили. И даже в наши дни есть у кого поучиться старинной технике.
| |
Просмотров: 2227 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||