Главная » Статьи » Киноклуб » Любимые фильмы

"Место встречи изменить нельзя". Пять серий вместо семи

За прошедшие сорок лет этот легендарный фильм многие уже выучили наизусть. По крайней мере, я точно. Но тем не менее, каждый раз я с большим удовольствием его пересматриваю. Однажды, в начале нулевых, мне попались странные фотографии с героями этого фильма, которые я раньше никогда не видел. Например, фотографии Шарапова и Синичкиной, которые сидят на лавочке вместе, находясь в отношениях, значительно более близких, чем были у них по сюжету фильма.

Варя Синичкина обнимает Володю, а его рука лежит на её колене, и это совершенно не смущает девушку.

Варя Синичкина обнимает Володю, а его рука лежит на её колене, и это совершенно не смущает девушку.

Сначала я подумал, что фотографии из набора фотопроб к фильму, но опять же эти «полупостельные» отношения заставили меня в этом засомневаться.

Неизвестные кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», которые были вырезаны цензурой

 

То, что рядом в кадре находятся посторонние предметы и лица, а Варя Синичкина сидит с сигаретой в руке, говорит о том, что это не кадры из фильма, а скорее всего общение актеров между съемками. И надо сказать, что очень близкое общение! Даже если они были хорошими друзьями, то вряд ли бы они стали вот так недвусмысленно обниматься.

Я решил разузнать об этом побольше и через друзей, работающих в кино, выяснил интересные подробности о съемках этого фильма. И если про романтические отношения актера Владимира Конкина с актрисой Натальей Даниловой мне никто ничего путного не сообщил, то про сам фильм я узнал много нового, чем хочу поделиться и с вами. Возможно, кто-то это уже знает, но я уверен, что многим такая информация неизвестна.

Оказывается, первоначально по сценарию в фильме должно быть семь серий, а не пять. И все семь серий были отсняты. Причем первая серия целиком посвящена фронтовой жизни главного героя – Владимира Шарапова. По сюжету там отдельная захватывающая история о его подвигах в разведке, которая тянет по своему содержание на отдельный военный фильм-боевик.

Кадр из первой серии фильма, которая была полностью удалена.

 

Там же впервые появляется важный персонаж фильма, его сослуживец Левченко, с которым Шарапов как говорится - ходил в разведку, и они ни раз вместе рисковали жизнью.

В таком контексте, зная такую фронтовую историю, их встреча в банде была бы для зрителей более впечатляющей и драматичной, чем получилась в итоге.

Кадр из фильма. Встреча Шарапова и Левченко в банде.

Первоначально было снято 508 минут экранного времени. Но в фильме остались только 390 минут, что соответствовало пяти сериям по часу с небольшим каждая. Получается, что в фильм не вошли почти два часа уже отснятого материала. И это были не только большие эпизоды (например, целиком первая серия), но и отдельные короткие сцены по ходу всего сюжета, и почти полностью удаленный трагический финал.

Итак, что не вошло в фильм:

1. Фронтовые подвиги Шарапова и Левченко. Это целая серия фильма, где, кстати, в одном из эпизодов с захватом немецкого "языка" снялся средний сын Марины Влади – Пётр (Пьер Оссейн). Они приехали навестить Высоцкого на съемках, и попались на глаза режиссеру. Тот сразу заметил «арийское» лицо парня, и пригласил его сняться в роли немецкого офицера.

Кадр из первой серии фильма, которая была полностью удалена. В немецкой форме сын Марины Влади Пьер Оссейн.

 

1 из 3

Кадр из первой серии фильма.

Что интересно, в фильм попал и младший сын Марины Влади – Владимир, от второго брака с Жаном Бруйе. Он сыграл маленького беспризорника, которого ловит Варя Синичкина при первой встрече с Шараповым.

Неизвестные кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», которые были вырезаны цензурой

 

2. Отношения Шарапова и Синичкиной. Кстати, по роману «Эра милосердия» у них была постельная сцена с близостью, хоть она и очень аккуратно была описана авторами в книге. Братья Вайнеры тоже опасались цензуры. Но в фильме витиеватыми фразами не обойдешься, нужна визуальная картинка. Поэтому несколько секунд где они обнаженные, но укрытые простыней вместе лежат в постели были отсняты. Но цензоры посчитали, что опошлять эти высокие отношения примитивной постелью не стоит. Ведь они не были мужем и женой. Поэтому были вырезаны не только постель, но и почти все их тактильные сцены, включая обычное для влюбленных гуляние за руку.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

 

3. Были вырезаны несколько эпизодов в банде, которые должны были показать зрителями крайнюю «отмороженность» членов банды и их главаряНапример, по сценарию, когда все напились и расходятся спать, пьяный Промокашка должен был приставать к Анне – подруге Фокса. Но актер Иван Бортник так вошел в образ, что каждый раз доводил до смеха актрису Татьяну Ткач, которая играла Анну. В итоге сцену сняли, но реакция Анны на такое «ухаживание» со стороны бандита была более чем странной. Это заметили цензоры, поэтому Говорухин с ними согласился, и без сожаления удалил тот эпизод.

 

Кадр из фильма

Удалили эпизод с Александром Абдуловым, который, выйдя утром заводить машину, мочится на колесо.

Кстати, об этой сцене сам Александр Гавриилович позже рассказывал в одной из телепередач. Тогда на съемку этого эпизода потратили очень много времени. В кадре актер ниже пояса закрыт от оператора крылом машины. Он лишь изображает, что расстёгивает ширинку и опорожняется, показывая удовольствие на лице. А в это время с другой стороны колеса внизу сидит ассистент с кипятком в чайнике, и поливает на колесо чтобы шёл пар. Снимали много дублей. То пара было слишком много, то наоборот мало, то Абдулов крякнул не так как надо, то слишком быстро и т.д., и т.п. Среди съемочной группы уже начались шутки на счёт длительности его утреннего туалета, и Говорухин в итоге согласился с одним из дублей, чтобы, наконец, прекратить эти хохмы.

На худсовете сцену сразу решили вырезать, сказали что такие подробности из личного быта бандитов никому не интересны.

Кадр из фильма. Александр Абдулов в роли бандита по кличке Лошак

 

4. Эпизод выхода бандитов из подвала. Этот факт также уже многим известен после рассказа актера Ивана Бортника в одной из телепередач. Я лишь дословно его здесь приведу. Вспоминает И. Бортник:

«Как снималась сцена выхода из подвала? После спектакля “Павшие и живые” мы с Володей подъехали к месту съемки у Яузских ворот. Это недалеко, минуты две езды. Говорухин стоит мрачный, матерится. Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно... Станислав мне говорит: “Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь”. А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль... Это было для всех неожиданностью. На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними... Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьёз, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утёрся… А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки…». Но еще удивительнее повели себя охранники. Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник? У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!» В общем, скажу я вам, было страшновато. А зрители, собравшиеся за ограждением съемочной площадки, аплодировали нам. Конечно, все это потом вырезали, потому что в те времена кадры, в которых уголовник плюет в лицо «власти», не могли быть допущены до зрителя. Замминистра МВД Никитин, консультант фильма, сказал: «А это что за персонаж? Уберите. Не то, завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке». Меня, конечно, оставили, но жаргон весь убрали».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

5. Изменен финал фильма. Кто читал роман, тот знает, что в конце сюжета Варя Синичкина должна погибнуть от рук бандита. Первоначально так и сняли. В фильме Шарапов об этом узнает, когда возвращается с задания в управление и видит в вестибюле её портрет с траурной ленточкой. Причем ту же фотографию, которая недавно спасла его от смерти в подвале. Сцена конечно душещипательная по драматургии, братья Вайнеры всю эту историю с двумя фотографиями Синичкиной и придумали ради такой концовки. Но цензоры решили, что финал чересчур трагический получается. Короче приказали концовку изменить и всё переснять. Быстро придумали новый сюжет, что она забирает малыша и ждёт его дома, а тот уставший после задания и расстроенный в детском доме, вдруг видит её, и у зрителей остается отличное настроение после завершения фильма. Концовку переснимали через месяц после основных съёмок.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Актриса Наталья Данилова уже снималась в другом фильме, поэтому внимательные зрители заметили, что у неё подстрижена чёлка. В итоге в финале было убрано почти полчаса экранного времени, а вместо них добавлено три минуты новых.

Вот так и получилось вместо семи серий, только пять. Все вырезанные материалы в конце восьмидесятых хранились на Одесской киностудии, но позже они исчезли – осталось лишь несколько фотографии.

Но тем не менее, фильм великолепный и заслуженно считается одним из лучших приключенческих детективов отечественного кино.

Если не самым лучшим.

Категория: Любимые фильмы | Добавил: lunev2009 (08.01.2021)
Просмотров: 286 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]