Главная » Статьи » Киноклуб » Любимые фильмы |
История о том, как родились «Бременские музыканты»Молодые, никому не известные композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин и кинорежиссёр Инесса Ковалевская решили сделать мультипликационный мюзикл для детей. Что такое мюзикл было приблизительно известно, но что такое мультипликационный, да ещё детский, авторы не знали. Но очень хотели, чтобы зритель «пел мультфильм»…
Прежде всего творческим людям нужно встретиться и они встретились в работе над мультфильмом «Четверо с одного двора». Работа шла так дружно и весело, что они решили новый фильм непременно сделать вместе. Молодость никогда не хочет идти по проторенной дорожке. Нужно было сделать что-то такое, чего раньше никогда и никто не делал. И они начали думать… Постепенно канва начала вырисовываться. Основой для музыкального мультипликационного фильма лучше всего было взять простую и хорошо знакомую сказку, чтобы сюжет был понятен из действий героев. И вместо повествований все силы направить на создание музыкальных образов героев. Оставалось найти сказку, но попробуйте найти такую, которую ещё никто не экранизировал? Никто не вспомнит, у кого именно возникла мысль сделать
мультипликационный мюзикл по сказке братьев Гримм «Бременские
музыканты». Она была не лучшей из сборника знаменитых сказочников. Пса,
Кота, Осла и Петуха хозяева прогнали со двора за ненадобностью. Бедолаги
вынуждены были скитаться по дорогам и постепенно стали бродячими
музыкантами. На этом этапе к работе над сценарием подключился В.Ливанов в качестве второго сценариста. Итак, «Бременские музыканты»! В наличии имеются Пёс, Кот, Осёл и Петух – бродячие музыканты или, говоря современным языком, музыкальный ансамбль. С таких неказистых зарисовок рождался фильм: Хотелось бы отметить особенность стихов Ю. Энтина, написанных для
этого фильма. Они очень выразительны, точны, полны юмора и чётко
характеризуют поющих персонажей. Геннадий Гладков, Инесса Ковалевская …. Макс Жеребчевский Пока сказка складывалась, композитор Геннадий Гладков писал к ней
музыку. Куплеты сразу понравились не только группе, работающей над
фильмом, но их запели и другие студийцы. Приехали! Анатолий Горохов Олег Анофриев и Эльмира Жерздева Юрий Энтин (справа) С грехом пополам запись началась…Это просто счастье, что в создании
фильма принял участие замечательный звукорежиссёр, а впоследствии и
композитор Виктор Бабушкин. Макс Жеребчевский и Инесса Ковалевская Итак, герои получили голоса. Осталось самое сложное- придумать их облик. Давайте впервые поговорим о режессуре. Зачем нужен и что делает режиссер? - Тогда я решилась на достаточно рискованный шаг, — вспоминает Инесса Ковалевская, – представить Художественному Совету киностудии, наравне с режиссёрским сценарием, раскадровкой и музыкой именно этих персонажей, по моему мнению, совершенно несозвучных ни музыке, ни жанру фильма. Была надежда, что вместо обид художник всё-таки прислушается к мнению членов Худсовета. Члены Художественного Совета были удивительно единодушны во мнении, что данные персонажи не соответствуют сценарию, а особенно музыке. Надо отдать должное Максу Жеребчевскому – он согласился. После поисков и новых споров типаж Трубадура нашли в каком-то иностранном журнале с портретами авангардных музыкантов. Принцессу с забавными хвостами торчащими в разные стороны, предложила ассистент художника-постановщика Светлана Скребнёва. Платье для Принцессы режиссер нашла, листая модные заграничные журналы в закрытой библиотеке Госкино. В новом виде предстали и остальные музыканты. Даже повозка стала чемоданом на колесах.Король, охрана и придворные трудностей не составили, но вот разбойники… Мультипликационные разбойники, персонажи достаточно распространённые, но нужны особенные, ни на кого не похожие! Фильм запустился в производство, а «своих» разбойников не было. На студии был объявлен негласный конкурс. Но всё это было не то! В один прекрасный день, а он был, безусловно, самым прекрасным, редактор студии Наталья Абрамова принесла красочный календарь, где была изображена троица самых известных тогда комиков : Юрий Никулин – балбес, Георгий Вицын –трус и Евгений Моргунов – бывалый. Вот они – наши герои! Разбойники! Атаманшу нужно было сделать под стать всем остальным. К сценарию прилагается раскадровка, она напоминает современные книжки комиксы и состоит из рисунков-кадриков. К сожалению, сохранились только режиссёрские наброски. Фильм снимается не по порядку, все сцены разрозненны и чтобы всё сошлось в единое целое режиссёрский сценарий и раскадровка являются основным руководством для всех работающих над фильмом. Подготовительный период завершается заседанием Художественного совета киностудии, принимающим всю проделанную работу. Утверждается творческо-производственная группа. В неё входят: кинорежиссёр И.Ковалевская Что делают волшебники? Лаборатория красок на студии Когда всё придумано, нужно показать все эти фантазии зрителю. Но ведь таких нарисованных артистов в жизни нет и не должны они быть, как живые люди. Кто заставит фантазию двигаться? Искать волшебников ? А ведь находили и даже воспитывали. В своё время, киностудия «Союзмультфильм» сама готовила свои кадры на специальных курсах. Сюда приходили совсем молодыми, здесь учились и потом работали, практически, всю жизнь. На студии у каждого было постоянное место с непременным зеркалом.
Посмотрит мультипликатор в зеркало, вообразит себя волком или котёнком и
перенесёт всё на бумагу! Иногда профессию художника-мультипликатора сравнивают с актёрской. Обычный актёр вживается в роль, приспосабливая свой организм создаёт из него образ. Художник-мультипликатор не только вживается в роль, он создаёт образ, которого в природе нет. Наделяет его походкой, привычками, характером, соединяет его с голосом. Даже когда его герой «не живой». Попробуйте-ка представить себе, как ходит стул, как мечтает стол, сердятся подушки или танцуют ложки! Не можете? Значит вы не аниматор! Конечно, у каждого художника-мультипликатора есть свои пристрастия: один любит персонажи динамические, другой – лирические, третий предпочитает музыкальный материал. Кому-то по душе психологические сцены, а некоторым- драки и погони. Но, в принципе, каждый должен уметь делась всё. В мультипликационном фильме каждую отдельную сцену делает один единственный мультипликатор. Он играет и рисует один за всех. Конечно, режиссёр старается подобрать задание для мультипликатора так, чтобы в сценах были одни и те же персонажи, но это удаётся редко. Чтобы сделать фильм в срок к работе над фильмом одновременно
привлекаются несколько художников-мультипликаторов. В среднем 3-5.
Каждый мультипликатор вносит особенности своего творческого почерка. При
этом, сохранив всё то хорошее, что придумал исполнитель, необходимо
сохранить целостность фильма. «Что же касается фильма « Бременские музыканты», то на нём одновременно работали 16 художников-мультипликаторов. Только очень малый режиссёрский опыт мог заставить меня пойти на такой эксперимент. Больше этого я себе никогда не позволяла! — рассказывает Инесса Ковалевская,- Поскольку с большинством художников-мультипликаторов на фильме «Бременские музыканты» я познакомилась впервые, то задания-сцены поначалу раздавались наугад без учёта и знания способностей и особенностей данного исполнителя. Только через некоторое время, после просмотра первых проб мультипликата, я стала лучше понимать, кому и какую предложить работу.» Несмотря на сложности и творческие споры, многих судьба связала на долгие счастливые годы совместной работы. Вспоминает Элла Маслова: « Я работала на многих фильмах режиссёра И.Ковалевской. Каждый раз
после окончания фильма оставалось ощущение праздника. Я думаю, что
зрители, посмотрев эти музыкальные мультфильмы, чувствуют то же самое.
Например, в фильме «Бременские музыканты», разрабатывая сцену с котом-факиром, мне пришлось вспомнить, как работает факир в цирке. Как двигаются его руки, как он манипулирует своим плащом, из которого появляются диковинные предметы. Много замечательных фильмов сделано на студии за 40 лет моей работы в мультипликации, но самое большое удовлетворение я получала, работая над музыкальными фильмами, в частности над теми, которые создавала режиссёр И.Ковалевская. Эти фильмы не только воспитывают вкус и любовь к музыке, но и селят в людях добро. Особенно это нужно нашим детям». Обидно, что уже сложилась традиция, когда песни из мультфильмов радостно подхватывались детворой и взрослыми, становясь почти « народным достоянием», потерянна. Объяснить только на словах, какой это должен быть танец, практически невозможно, для этого нужно быть балетмейстером. Режиссер «как могла» показала мультипликатору, тот много раз слушал музыку, отмечал на экспозиционных листах заметки. Потом переписал запись себе на магнитофон и ушёл, напевая… «Сцена получилась точно такой, какой я себе её и представляла и даже лучше!» — вспоминает Инесса Ковалевская. Вдохновлённая удачей режиссер предложила Давыдову взять знаменитую песенку лже-разбойников, в которых переоделись музыканты герои: «пиф – паф – и вы покойники!» Здесь были задействованы почти все персонажи фильма. «Мне представляется, что такой метод работы, для художника-мультипликатора наиболее интересен, так как даёт большой простор для самостоятельности и не сковывает его творческую фантазию. Но, конечно, тогда, когда эта творческая фантазия имеется в достаточном количестве. К Саше Давыдову это относится в полной мере. Я бы даже не назвала его хорошим рисовальщиком. Но его умение слушать и слышать музыку, (что совсем не одно и то же), умение точно расставить акценты в движениях персонажей, обострённое чувство экранного времени просто замечательны!» — рассказывает Инесса Алексеевна. Олег Сафронов любил темпераментные, динамичные сцены. И персонажи ему особенно удавались яркие, эксцентричные. Случилось так, что очень важный эпизод с разбойниками и Атаманшей не очень получился у того мультипликатора, которому сцены были отданы. Когда сцену передали Олегу Сафронову эпизод заиграл, стал азартным, вызывающе озорным. Отвлекаясь от темы, можно рассказать забавный случай, связанный с разбойничьим эпизодом. «Ох, рано, встаёт охрана!» Лента чёрновой пробы склеена в кольцо и прогоняется много раз подряд. Все предельно и напряжённы. Тут же режиссёр и художник вносят свои поправки. Возникает обсуждение, споры. Просмотры черновых проб, как своих, так и чужих – отличная школа для художников-мультипликаторов, где можно многому научиться, услышать подробную оценку своей работы и увидеть собственные ошибки. Постепенно, по мере готовности мультипликата к делу подключаются и цеха киностудии: прорисовка, фазовка, контуровка, заливка. Всё больше и больше студийцев трудятся над нашей картиной. Это уже не десяток, а добрая сотня пар искусных и трудолюбивых рук. Фазовка – черновая, чистовая или на целлулоиде соединяет компоновки, которые делает мультипликатор, в единое целое, что и создаёт движение на экране. И, наконец, заливка, когда персонажи из контурных, прозрачных, становятся полноценными, цветными героями фильма. Заливка Все эти этапы работы проходят через бесконечные проверки, доделки, уточнения, чтобы на экране не было дрожащего контура или ошибки в расцветке персонажей. К финалу фильма наступала особенно горячая пора, оставались вечерами и работали в выходные. На помощь спешили другие группы, ведь они знали, что им помогут так же. Хочется отметить, что съёмочная техника была допотопной и самопальной, но на ней, как выяснилось теперь, снимались очень неплохие фильмы. Худсовет 1969 г был многолюдным, помимо студийцев, в него входили известные писатели, поэты, художники, композиторы, мнение которых было достаточно профессиональным. Студийные приняли фильм более, чем критично. Один из старейших и уважаемых Мастеров безусловно требовал закадровый текст. Другой не менее уважаемый, яростно критиковал, утверждая, что так снимать нельзя. К концу обсуждения судьба фильма не имела перспектив. Положение спасли только «непрофессионалы». Известный художник Борис Ефимов (мастер политической карикатуры) сказал, что, не претендуя на профессиональный разбор качества картины, он получил большое удовольствие от просмотра, помолодел на десять лет и непременно покажет фильм детям и внукам и всем знакомым. Фильм приняли в Госкино и даже по первой категории. Прошёл показ и в Большом зале дома Кино. Зрители шумно реагировали на
ультрасовременные наряды героев, изумлённо затихали, узнавая в
разбойниках любимых киногероев, и дружно и долго аплодировали после
просмотра. Некоторые сразу напевали мелодии…« Ох рано встаёт охрана» Но интрига ещё не начиналась. Следующим этапом можно назвать обсуждение фильма в Союзе
кинематографистов с привлечением кинокритиков, успешно пашущих на ниве
мультипликации. Здесь произошло то же самое, что и на студийном
Худсовете. То, что было нового, интересного в фильме вообще не
обсуждалось. Лента раздражала кинокритиков. Особенно старался Н.Асенин,
который яростно и убеждённо говорил об испорченной сказке. Тем не менее,
где-то выше, очевидно в Госкино, фильм решили послать на фестиваль в
Берлине. Были подготовлены оригинальные плакаты… Спустя много лет интрига раскрылась. Как рассказали люди в «Совэкспортфильме» в это дело очень активно вмешался один из авторитетных режиссеров «Союзмультфильма» и Союза кинематографистов. Скорее всего на фестиваль отправился именно его фильм. Рассказывает Инесса Ковалевская: А фильм всё таки встретился со зрителем. В Москве, в районе площади Восстания, открылся кинотеатр мультипликационного фильма со странным названием « Баррикада». Премьера «Бременских музыкантов» состоялась здесь, и с тех пор фильм долго не сходил с репертуарной афиши кинотеатра. Со всех концов Москвы сюда потянулись толпы родителей с детьми всех возрастов. Билеты раскупались мгновенно, и достать их было трудно. Фильм постепенно набирал популярность. Как-то летом 1972 года во
время перерыва какого-то матча на стадионе, внимание болельщиков было
приковано к юноше, одетом в красные джинсы и пуловер. Он и внешне-то был
похож на Трубадура – такой же стройный, светловолосый и белозубый! Обратная сторона луны Популярности способствовала и пластинка, выпущенная фирмой грамзаписи « Мелодия» почти одновременно с выходом фильма, и, благодаря этому, получившая огромный тираж. Это, несомненно, радовало, если бы не одно маленькое обстоятельство. Для пластинки нужно было только наложить текст от автора, что и сделал В.Ливанов. Получилась музыкальная сказка. Странно только, что работа над пластинкой делалась втайне. На красивом конверте пластинки была скромная аннотация о том, что по этой сказке сделан мультипликационный фильм. Многие киноведы уверенны, что сначала Ливанов сделал пластинку, а потом появился фильм. В своей книжке « Белая ворона» В.Ливанов рассказывает, как трое друзей, ( Гладков, Энтин и Ливанов) вдруг ни с того, ни с сего развлекаясь придумали музыкальный сценарий: «Вот так со сценарием в портфеле мы отправились на нашу любимую
киностудию «Союзмультфильм». Там собрался большой художественный совет:
строгие редакторы, опытные режиссеры, маститые писатели и талантливые
художники и композиторы. Обсудили, прослушали песни и постановили –
«Бременским музыкантам» — быть! На этом воспоминания В.Ливанова о фильме заканчиваются. В аннотации книги Ливанов прямо называется режиссёром-постановщиком фильма. Одновременно с тем, как творческую группу фильма наперебой приглашали на встречи со зрителем, на студии и среди киноведов было другое отношение. Тогдашний директор студии М.Вальков мягким, извиняющимся тоном объявил, что режиссёр Ковалевская не пришлась по душе коллективу и ей лучше подать заявление. Говорит Инесса Ковалевская: Со временем студийная «буря в стакане» утихла. Ливанов, Энтин и Гладков предложили Ковалевской снять продолжение. Но сценарий не вызывал энтузиазма. Это, как продолжить любимую сказку о Золушке! Сам по себе неплохой сюжетный ход не имел яркого финала. Снова бегство из дворца, которое зритель уже видел, как и разбойников. Нужно искать новый ход! Ковалевская предложила замену в виде остро-пародийного сыщика и
поработать над сценарием, пока она будет занята в другой работе. Немного
погодя, Инесса Алексеевна с удивлением узнала, что фильм находится в
производстве… По прошествии многих лет становится ясным, что фильм — мюзикл « Бременские музыканты» не только был новым оригинальным явлением в советской мультипликации, но вызвал интерес у других режиссёров к новому перспективному жанру. Это «Голубой щенок» и «Пёс в сапогах» Е.Гамбурга. Ещё более интересны в этом плане работы Г.Бардина «Летучий корабль». Точно и изобретательно разработанные режиссёром песни – эпизоды, особенно «Водяной» и «Бабки – Ёжки» принесли фильму заслуженную славу.
1969 год. На простой адрес без индекса и номера дома: Москва, «Союзмультфильм»,- несли мешки писем. Вот несколько из них: Спасибо Вам за Вашу работу! Вы приносите много радостей ребятам и их родителям. Успехов вам в работе и в личной жизни. Дорогая редакция киностудии «Союзмультфильм». Источник: http://nnm.me/blogs/Ser-ser/istoriya-o-tom-kak-rodilis-bremenskie-muzykanty/#cut | |
Просмотров: 948 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |