Главная » Статьи » Клуб необычных людей » Сильные духом |
2 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза впервые было присвоено женщинам. Герои и героиниЗа всю историю существования звания Героя Советского Союза оно присваивалось 12 776 раз, однако всего 95 раз этого высокого звания удостаивались женщины. Если среди мужчин существуют трижды и даже четырежды Герои Советского Союза, то среди женщин таковых нет — лишь Светлана Савицкая стала дважды Героем Советского Союза. Трактовать это можно по-разному. Одни увидят в данном факте торжество мужского шовинизма, другие — нежелание советских мужчин подвергать своих дам риску, связанному с опасностью для жизни. И поздний СССР, и современную Россию принято считать довольно архаичными в вопросах равенства полов. До американского торжества феминизма нам далеко. А ведь были времена, когда западные феминистки смотрели на советских девушек с завистью. В 1930-х годах в СССР женщины стремились ни в чём не уступать мужчинам. Если мужчины осваивали трактор, то рядом тут же обнаруживались женщины-трактористки, если мужчины штурмовали небо, то в авиации появлялись и женщины-пилоты. Первыми Героями Советского Союза в 1934 году стали полярные лётчики, спасавшие челюскинцев. Нет ничего удивительного в том, что первыми женщинами Героями Советского Союза тоже стали лётчицы. Женский экипажВ середине 1930-х годов советские лётчики били мировые рекорды один за одним, шли на всё более сложные беспосадочные перелёты. В 1937 году Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку. Женщины отставать категорически не хотели. В июне 1938 года самолёт ЦКБ-30 «Москва» с экипажем в составе Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой). За успешный перелёт лётчикам были присвоены звания Героев Советского Союза. План аналогичного полёта, но с женским экипажем к тому времени был у одной из лучших советских лётчиц Валентины Гризодубовой. Тем же летом 1938 года Гризодубовой удалось получить разрешение на беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток. У Гризодубовой была серьёзная конкурентка — Полина Осипенко. Как у одной, так и у другой было на счету несколько мировых рекордов. Скептики сомневались, что Гризодубова и Осипенко смогут работать в одном экипаже, однако предложение Полине стать вторым пилотом у извечной соперницы всё-таки было сделано. Осипенко на предложение ответила телеграммой: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелёте». Третьим членом экипажа стала опытный штурман Марина Раскова, к тому времени тоже принимавшая участие в нескольких рекордных полётах. На волоске судьба твоя…Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам. Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки. После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе. В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем. Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге. Но такой вариант грозил верной смертью штурману, находившейся впереди в стеклянной кабине. Марина Раскова получила приказ прыгать с парашютом. После того как Раскова выпрыгнула, Гризодубова и Осипенко совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таёжной реки Амгуни. Поиск «Родины» не обошёлся без жертвГде именно села «Родина», не знали ни сами лётчицы, ни те, кто следил за перелётом. На поиски самолёта были подняты лётчики-мужчины, таёжные охотники, военные. Полёт завершился 25 сентября, а нашли лётчиц лишь несколько дней спустя. Причём мужское рвение привело к трагедии. 4 октября над местом, где «Родина» совершила вынужденную посадку, столкнулись два самолёта, участвовавших в поисковой операции — «Дуглас» и ТБ-3. Жертвами катастрофы стали 15 человек, включая напарника Коккинаки по недавнему перелёту Москва – Дальний Восток Александра Бряндинского. Самое же трагичное состоит в том, что к этому времени «Родина» уже была обнаружена, так что ставшие роковыми вылеты не имели смысла, да и не были разрешены центром. Что касается самих лётчиц, то они вернулись в Москву героинями. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км). ноября 1938 года за выполнение беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой были присвоены звания Героев Советского Союза.
И кому умирать молодым…Судьба первых женщин, получивших самое высокое звание в СССР, сложилась по-разному. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Ей был 31 год. Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны стала одним из идеологов создания женских лётных боевых частей, сформировав авиагруппу из трёх женских авиаполков, командиром одного из которых стала она сама. Раскова погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. Ей было 30 лет. Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101 авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. После демобилизации работала в гражданской авиации, занимаясь вопросами испытаний радиоэлектронной аппаратуры. Командира легендарной «Родины» не стало 28 апреля 1993 года. Ей было 83 года. | |
Просмотров: 1330 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |