Главная » Статьи » Клуб путешественников » Святые места России

Храм Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного в Москве

В самом сердце Москвы, в ее историческом центре, близ стен Кремля на Красной площади на протяжении нескольких веков стоит, величаво держа купола, великолепный по своей красоте Храм Василия Блаженного – один из семи признанных чудес света России.

Храм Василия Блаженного, который правильнее называть Покровский Собор Василия Блаженного, – наверное, самый известный храм на территории России. Его необычно раскрашенные купола можно увидеть в каждом втором голливудском фильме, где кто-то из героев попадает в Москву. Причем размещается, по логике голливудских сценаристов, этот собор каждый раз в новом месте столицы.

Храм Василия Блаженного

Жители же России, конечно, прекрасно осведомлены о том, где находится Собор. Правда, правильное название его – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву – может вспомнить уже не каждый.

Собственно Василию Блаженному, одному из самых известных русских юродивых, посвящена только одна из церквей храма. Ее пристроили спустя почти четверть века после завершения возведения основного храмового ансамбля, и мощи Василия Блаженного находятся в ней.

Василий Блаженный

Василий Блаженный

Часто рассказывают, что место для Собора Василия Блаженного в Москве Иван Грозный выбрал именно потому, что именно здесь, неподалеку от Кремля, юродивый Василий, полуголым бродивший по Москве и не страшившийся даже жестокому монарху говорить самые честные и потому опасные вещи в лицо, ложился и засыпал. В других местах он не спал, а здесь место отчего-то казалось ему не то особенно безопасным, не то близким к богу.

Иван Грозный

Иван Грозный

Некоторые же исследователи полагают, что юродивый Василий был погребен на небольшом, ныне несуществующем кладбище возле Троицкой церкви, и мощи его были потом перенесены в собор просто потому, что он находился рядом.

Так или иначе, сам Храм изначально не был посвящен Василию Блаженному, а должен был служить демонстрацией русской, а значит, православной, воинской доблести.

Собор Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного иногда еще называют в исторических хрониках Троицким собором, но вовсе не потому, что церковь Троицы входит в его ансамбль. Она в нем даже не является центральной – это место занимает церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А Троицкой церковью на Рву назывался храм, стоявший на этом месте, пока его не снесли, чтобы строить Собор.

Ров здесь в самом деле был – он шел вдоль кремлевских стен и сохранялся в оборонительных целях. Засыпали его только после завершения войны с Наполеоном, и на его месте теперь растут "кремлевские ели”.

Вот у этой-то Троицкой церкви и были возведены восемь деревянных храмов в честь восьми выигранных битв, приведших к победе над Казанским ханством. Это те самые события, о которых в фильме "Иван Васильевич меняет профессию” говорит Иван Грозный – мол, Астрахань брал и Казань брал.

Покровский собор Василия Блаженного

Поскольку генеральные сражения назначались на дни церковных праздников, чтобы Бог был на стороне "православного воинства”, церкви были освящены в честь небесных покровителей, чьи дни пришлись на дни битв.

Когда же война закончилась, на месте деревянных церквей было решено построить большие каменные. Указать на эти восемь церквей проще простого – именно их разноцветные купола так заметны на любых изображениях Собора Василия Блаженного.

Центральная же и наиболее высокая и величественная часть храма, купол которой имеет совсем небольшие размеры – это и есть церковь Покрова, по которой и называется весь собор.

Храм Василия Блаженного в Москве

В двух церквях, пристроенных позднее, помещаются мощи двух юродивых. Один из них, как уже было сказано, Василий Блаженный, а другой – еще один московский юродивый времен царя Бориса Годунова. Звали его Иоанн Большой Колпак, а теперь называют Иоанн Московский. Прижизненное свое прозвище Иоанн получил за железный колпак, который вместе с веригами – цепями, смиряющими плоть – носил не снимая. На груди юродивого, когда он ходил по Москве, помещался большой и тяжелый железный крест, лямки от которого до крови стирали блаженному плечи. Крест и колпак и сейчас находятся в соборе, где выставлены, как музейный экспонат.

Даже для тех, кто повидал немало российских церквей и соборов, архитектура Храма Василия Блаженного кажется необычной. Известно, что въехавший в сданную Москву Наполеон Бонапарт принял его за мечеть, настолько необычным собор показался французскому полководцу.

Провидение тогда сохранило Храм Василия Блаженного в Москве – разграбившие его французские войска планировали взорвать здание, однако это почему-то у них не вышло. Кстати, не был Собор уничтожен и при советской власти. Когда появилось такое намерение, реставратор Петр Барановский, немало сделавший для сохранения памятников русского храмового зодчества, заявил, что немедленно застрелится, если это произойдет. Такая резкость заставила, как рассказывают, Сталина задуматься о важности Храма.

Интерьер храма

Едва ли не все, что можно сказать об архитектуре Собора Василия Блаженного, требует упоминания слова "уникальный”. Кирпичная кладка, устройство подклета (полуподвала-фундамента, поверх которого стоят церкви и галереи) планировка церквей, росписи – все это не имеет себе равных в архитектуре как XVI века, так и в устройстве более поздних российских храмов.

Удивительным свойством архитектуры Собора является отсутствие у него "лицевой” стороны, то есть фасада. Храм устроен так, что с какой стороны бы к нему ни приближались, он выглядит приглашающе, и при этом – со всех сторон он разный.

Интерьер храма

В литературе существовало немало теорий, касающихся того, чем вызваны необычные очертания храма. Одни предполагали, что строил его иностранец, чьего имени история не сохранила. Вероятнее всего, он был итальянец, а, может быть, их было и несколько, и их же творениями являются некоторые, исполненные в манере западноевропейского Возрождения, строения Кремля. Если эти мифические итальянцы в самом деле существовали, то скорее всего к ним относится популярная легенда об ослеплении зодчих.

Легенда же рассказывает вот что. Когда Покровский Собор Василия Блаженного в Москве был построен, царь Иван Грозный был озабочен тем, чтобы никакой другой город не обзавелся церковью более величественной и прекрасной, чем та, что появилась у него буквально под боком. Поэтому грозный монарх с умыслом спросил у зодчих – смогут ли они, если потребуется, замыслить и возвести новый храм, еще лучше и изысканнее, чем тот, который они построили в Москве. Гении ответили "Если будет нужно – сможем, царь-батюшка” и это решило их судьбу. Чтобы никто не превзошел величия столицы, царь приказал ослепить архитекторов.

Но очень может быть, что это только легенда. Сейчас все чаще авторство собора приписывают псковскому зодчему Постнику, который, конечно, никакому влиянию европейской архитектуры не подвергался и строил в соответствии только с канонами русского зодчего. При этом ему удалось создать что-то, подобного чему не замышлял никто до него.

Интерьер храма

Если Храм Василия Блаженного в самом деле создал Постник, то можно быть уверенными, что зрения его не лишали. Знаем мы это потому, что Постник впоследствии строил кремль – и не где-нибудь, а в Казани!

В XVI веке, когда строительство храма было завершено, он еще не обрел свой окончательный вид, знакомый нам. Множество изменений было внесено в облик Собора в последующие царствования. Так, рельефные купола появились в нем несколько позже, когда прежние сильно пострадали во время одного из пожаров. Пожары вообще часто приводили к усовершенствованиям или простым изменениям Храма. Случались они нередко, ведь в храмах всегда было множество свечей и ламп. А если уж что-то сгорело, зачем восстанавливать в точности так, как было, если можно сделать лучше – согласитесь, нередко такой логикой пользуемся мы и сейчас.

Интерьер храма

В ходе таких реставраций-улучшений у Покровского СОбора Василия Блаженного появился свод на месте открытой галереи и внутренние и наружные росписи. Вообще, вряд ли мы теперь уже смогли бы восстановить первоначальный облик Храма – каждый, кто занимался его внешним видом, вносил что-то свое, а гравюры XVII века, на которых храм Василия Блаженного изображен еще до перестраивания, не так уж детализированы, чтобы по ним можно было судить.

Интерьер храма

Храм Василия Блаженного в Москве всегда был в том или ином смысле русской сокровищницей. Вначале, как рассказывают, в его подклете держали царскую казну или по крайней мере ее часть. Нахождение золота хранилось в секрете, и было оно здесь в расчете на то, что никому не придет в голову искать богатство в фундаменте храма. Позже никакого золота здесь уже не было, зато в храме разместились престолы и иконостасы упраздненных и разобранных церквей, окружавших московский кремль. По сей день "бездомные” иконы находят здесь приют.

10 куполов храма Василия Блаженного

Купола Храма Василия Блаженного

В наши же дни Покровский собор Василия Блаженного – это сокровищница русской культуры, совмещающая в себе музейные экспонаты, древние иконы и росписи, а также уникальную восстановленную архитектуру и декор.

Ксения Кржижановская

Категория: Святые места России | Добавил: lunev2009 (26.03.2013)
Просмотров: 1589 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]