Озеро Светлояр имеет форму овала 1,5 км в окружности, глубиной 40 м. Исследователями высказывались гипотезы о ледниковом, карстовом, вулканическом, неотектоническом и космическом (метеоритном) происхождении Светлояра. В последнее время ученые склонны считать озеро следом падения небесного тела. Дно водоема идет террасами: центральная котловина образовалась около 1000 лет назад, а провал нижней террасы произошел 800 лет назад, примерно во время Батыева нашествия.
Легенда о граде Китеже в том варианте, который распространен сегодня, родилась среди старообрядцев-бегунов (раскольников, кто оборвал все связи с внешним миром) в конце XVIII века. В ней мистический город, ушедший на дно озера Светлояр, когда к его стенам подступили войска хана Батыя, представлен земным раем, где во плоти живут праведники, ожидая второго пришествия Христа. Предания староверов возникли не на пустом месте.
Скрываясь в заволжских лесах в поисках спасения от «антихриста», который «утвердился» в Москве после реформ патриарха Никона, раскольники подхватили древнюю, восходящую к XIII веку, легенду о пропавшем во время татарского нашествия городе. И это понятно: в их представлении жители «зависшего» во времени Китежа с древних времен хранили истинную православную веру, которой на русской земле якобы наступил конец. Возможно, в основу первоначального сказания о гибели города легли рассказы о разорении поселения Городищи на реке Ватоме в 80 километрах к юго-западу от Светлояра, где была обнаружена сгоревшая крепость монгольского периода. В этих ранних легендах Китеж (возможно, от «кидош» — брошенное место) был представлен как сакральное царство мертвых. Древние легенды целиком до нас не дошли, однако их следы можно рассмотреть и в некоторых преданиях староверов, и в поверьях, бытующих среди местного населения. На эти следы стоит обратить внимание, поскольку они существенно меняют традиционное представление о Китеже.
В ночь на Ивана Купалу вокруг Светлояра устраивается крестный ход со свечами. Потом горящие свечки с венками из цветов запускают на воду — по традиции, дошедшей с языческих времен. Также в это время принято молиться перед березами — деревьями, соединяющими мир живых и мир мертвых, о чем писал еще А. Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу».
Чудище из Светлояра
Из рассказов жителей села Владимирского (запись 1970-х годов): «Большая рыба в Светлояре ходит, людей пугает. Раньше на горе избушка была, в ней жила монашенка преклонных лет одна. И вот, рассказывают люди, ей видение было — из озера ночью выходит чудовище огроменное, зубастое, с хвостом, вроде как рыба... Водолазы озеро исследовали. Один только нырнул и кричит, чтобы его тянули назад скорей. Вытащили его, а он уж без памяти. В больницу потащили, отходили, а что с ним такое было, что он там увидел, никому не сказывает. Рыба большая там есть — это точно! Но на людей она не нападает, только пугает. Вот из Русенихи тоже один старик, говорят, рыбину видел, показалась она и тут же скрылась. Но он запужался сильно. Городские приехали сетью рыбу ловить, так она им все сети порвала. Они ее хвост видали. Она им у самого борта плесканула, аж мурашки по коже пошли. Брызги во все стороны. А один говорит, что даже ногу у этого чудища разглядел. Иные рассказывают, что встречали странные следы на берегу: собачьи — не собачьи, лягушачьи — не лягушачьи. Большие. Наверное, это та рыба на землю ночами выходит. Рыбина эта град Китеж от посторонних глаз стережет».
|