Главная » Статьи » Музыкальный клуб » Это интересно |
Гитаристы-семиструнники
СихраАндрей Осипович, родился в 1773 году в Вильнюсе, в семье учителя (видимо, музыки), так как отец готовил его к музыкальной деятельности. Русский гитарист, композитор и педагог. В конце 90-х гг. концертировал как виртуоз-арфист. С 1802 (по другим данным, с 1805) жил в Москве, около 1820 переехал в Петербург. Был виртуозом на 7-струнной гитаре (выступал также в ансамбле с учениками). Автор "Русских песен с вариациями", переложений и школы для 7-струнной гитары. Является создателем семиструнной гитары в том виде, в каком мы ее знаем сейчас.
ОРЕХОВ Сергей Дмитриевич (1935-1998), – выдающийся русский гитарист-семиструнник (свободно владел также шестиструнной гитарой, но публично не выступал). Совмещал в себе гениальный дар импровизатора, исполнителя и композитора. Много сделал для создания русского национального гитарного репертуара. Автор многочисленных обработок для гитары русских народных песен и романсов. Родился в Москве в 1935 году. Гитарой стал заниматься довольно поздно – в начале 50-х гг. Сначала самостоятельно, а затем брал частные уроки у гитариста Владимира Митрофановича Кузнецова (1887-1953), написавшего в свое время книгу "Анализ строя шести- и семиструнной гитары" (М., 1935), и у которого учились очень многие московские гитаристы. (с) http://www.abc-guitars.com/pages/orechov.htm
ВАВИЛОВ Владимир Федорович (1925-1973) – русский советский гитарист-семиструнник и композитор, лютнист, ученик П.И.Исакова, являлся солистом Ленконцерта. Ро-дился 5 мая 1925 года в рабочей семье. Гитарой начал заниматься в раннем возрасте в Ленинградском Дворце пионеров у П.И. Исакова и у него же, поступив в Музыкаль-ную школу им. Н.А. Римского-Корсакова, продолжил свое музыкальное образование. С 1952 г. изучал теорию музыки и композицию у известного композитора И. Г. Адмони (1906-1979). В 1949 году образовал с Львом Андроновым гитарный дуэт семи- и шестиструнной гитар, который в 1957 году был удостоен серебряной медали на международном конкурсе, организованном в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1962 году занялся самостоятельной концертной деятельностью. Выступал с сольными концер-тами в Ленинграде, Москве и других городах Советского Союза. Выступал в концертах вместе с известным гита-ристом, заслуженным артистом РСФСР С. А. Сорокиным, много работал с выдающимися певцами К. И. Шульженко и Б. Т. Штоколовым. (с) http://www.abc-guitars.com/pages/orechov.htm
В. С. Высоцкий родился 25 января 1938 года. Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), то есть его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской песне, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП(клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще. Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности. Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде и с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без использования термина). Высоцкий всегда играл на семиструнных гитарах. Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого. Позже он рассказывал, что эту гитару «делал какой-то мастер австрийский150 лет назад. Её купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарини подарил Дикому…». Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф — В. Ф. Плотников). 1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским(с головкой грифа, сделанной в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар. Также у Высоцкого была гитара с двумя грифами, которая нравилась ему из-за оригинальной формы, но вторым грифом Владимир Семёнович никогда не пользовался. С этой гитарой Владимир Семёнович запечатлён на обратной стороне конверта 9-го диска серии «На концертах Владимира Высоцкого».
Сергей Никитин родился 8 марта 1944 года в Москве. Заслуженный деятель искусств России (1995), член Союза театральных деятелей РФ (1992), член Всероссийского музыкального общества (1994). В 1997 году Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии - с замечательной формулировкой "За многолетнюю преданность русской поэзии". Необычность же никитинского случая заключается вовсе не в том, что он быстро освоил "очень много" разных аккордов, и тем более не в том, что строй его гитары оказался (в общем, случайно) нестандартным - семиструнка, но с пониженной на полтона второй и повышенной пятой струнами. Просто практически сразу, как только Никитин взял в руки гитару (а он тогда был еще школьником), стало очевидным, что это замечательный и совершенно неповторимый музыкант - что называется, "от Бога". Собственно, виртуозом в точном значении этого слова он сделался позднее (да и не такое уж это редкое явление - гитарист-виртуоз), но уже на самых ранних магнитофонных записях его гитара звучит так же профессионально, как и теперь, - и столь же безошибочно узнаваема, поскольку просто невозможно не узнать этот характерный, фирменный "никитинский" звук, - нечто из разряда "явлений", то, чему, наверное, в принципе невозможно научиться, даже освоив все нужные аккорды с самой правильной аппликатурой. Тем не менее повторить его игру пытаются многие - некоторые энтузиасты даже специально для этого выучивают хитрый никитинский строй (правда, сам-то он с легкостью переходит с него и на стандартную "семерку", и на "шестерку"; может на домре, на балалайке, банджо, да хоть на гуслях, не говоря уже об обычном фортепьяно). Казалось бы, чисто технически для любого достаточно "продвинутого" гитариста в никитинском аккомпанементе нет ничего сверхъестественно сложного. Ан нет, еще ни у кого так не получилось. Подражателей хватает, а Никитин все равно один.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджавы регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах. Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.
Визбор Юрий Иосифович (20 июня 1934 – 17 сентября 1984). Родился, жил и скончался в Москве. Окончил факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина в 1955 году. Работал учителем на Севере, там же служил в армии. Был корреспондентом радиостанции "Юность", журнала "Кругозор"; сценаристом на студии документальных фильмов. Журналист, киноактер, поэт и прозаик, драматург. Член Союзов журналистов и кинематографистов СССР. Один из зачинателей жанра студенческой и туристской песни. Песни начал писать с 1951 года за малым исключением на свои стихи. Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы (в 1966 году – "Ноль эмоций", в 1986 году – "Я сердце оставил в синих горах", в 1988 году – "Сад вершин", в 1995 году – "Я верю в семиструнную гитару" и "...И льет на пустыни мои доброта...", в 1999 году – двухтомник стихов, песен и прозы), компакт-диски. (с) http://www.vizbor.ru
ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович (р. 26. 08. 1925), оператор, режиссер, сценарист. Родился в городе Бобринец Кировоградской обл. Украинской ССР. Фронтовик. В 1954 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Б. Волчека). Среди операторских работ: «Весна на Заречной улице» (совм. с Р. Василевским), «Моя дочь», «Два Федора», «Жажда» (Вторая премия за операторскую работу на ВКФ в Минске-60). Снялся в фильме «Был месяц май», композитор и автор песен к ряду фильмов. Народный артист РСФСР (1985). Заслуженный деятель искусств УССР (1967). Лауреат премии «Золотой Овен» за 1995 год.
Ланцберг Владимир Исаакович («Берг») родился 22 июня 1948 года в городе Саратове. Жил в Москве, Нюрнберге. Скончался 29 сентября 2005 года. Окончил Саратовский политехнический институт (1971). Работал инженером-механиком в конструкторском бюро. В 1979 году переехал в Туапсе, затем — в поселок Тюменский Туапсинского района Краснодарского края. Жил в Москве, Нюрнберге. Был инженером по игровым аппаратам, лаборантом в школе, музыкантом в пансионате, руководителем КСП, педагогом-организатором, заместителем директора детского реабилитационного центра, методистом центра школьного краеведения. Сферы деятельности — детские коммунарские клубы, проектирование педагогических систем, социальная психология неформальных групп, социотехника. Основатель «Костров» и «Второго канала». Участник инициативных групп летних трудовых КСПшных лагерей «Кабачок», слетов «Костры», конкурсов-мастерских «Второй канал», детского бардлагеря «ЛДПР» («Летучая детская поющая республика») на Грушинских фестивалях, руководитель творческих мастерских, в том числе детских. Стихи начал писать еще в младенческом возрасте, песни — в первом классе школы. Лауреат многих фестивалей самодеятельной песни, в том числе четырежды — Грушинского. | |
Просмотров: 2347 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0 | |