Главная » Статьи » Музыкальный клуб » Рок

MOONCAKE / Новые координаты


Когда на запись второго альбома у молодой группы уходит пять с половиной лет, восприятие этой пластинки в контексте сравнения её с дебютным диском всегда оказывается слегка искаженным. Слишком много всего меняется вокруг за это время, например пост-рок в 2008-м был пусть уже и не на пике, но, что называется, стоял высоко – God Is An Astronaut, Mogwai, Explosions In The Sky выпускали отличные пластинки, а новички Mooncake выгодно смотрелись даже на их фоне. Сейчас эта музыка ушла глубоко в нишу, но часть из этих идей нашла продолжение в том, что делают музыканты вроде Zombi и Maserati. А вот всевозможная «музыка космоса», к которой Mooncake тяготели значительно сильнее большинства коллег по пост-роковому цеху, напротив, расцвела пышным цветом. Но главное, изменилось в первую очередь собственное мироощущение каждого слушателя. Сравнивая альбом 2013-го с альбомом 2008-го, волей-неволей приходится сравнивать себя нынешнего с тогдашним, а заодно и сопоставлять общие ощущения 2008-го и 2013-го. Лично для меня «Lagrange Points» навечно связан с первой за 15 лет победой хоккейной сборной, да и вообще с ощущением «медведевской оттепели». Тем интереснее посмотреть на «Zaris» не как на абстрактный рок-альбом 2013-го, а именно в контексте того, что было тогда и что есть сейчас.
Во-первых, Mooncake стали в разы более плотно и мощно звучать – перфекционизм и стремление к кропотливой возне со звуком определенно дают результаты. Особенно интересно наблюдать промежуточные этапы эволюции – композиция «Cast The Route», выходившая синглом в 2009 и уже заметно отличавшаяся по звучанию от «Точек Лагранжа», для «Zaris» была перезаписана, от чего еще прибавила в мощи и некой «резкости кадра» - партии инструментов становятся более различимыми. Вообще, нынешние Mooncake – не столько «стена звука», где все инструменты обезличены и служат «общему делу», сколько симфонический оркестр, где у каждого своя чётко прописанная роль. Кроме того, в этом многообразии несколько уменьшилась роль гитары, уступающей место то струнным, то фортепиано, то духовым. «Zaris», вообще, очень композиторская запись.

Слово «симфонизм» первым приходит в голову при сравнении «Zaris» и «Lagrange Points» с композиционной точки зрения. Если «Lagrange Points» был в некотором роде «альбомом коротких и ярких песен» (как бы странно это ни звучало применительно к пост-рок пластинке), то «Zaris» - почти сплошь длинные пьесы в нескольких частях со сменой ритма, настроения, а порой и тональности. Тут уже понимаешь, почему сами музыканты называют свою музыку не пост-, а спейс-роком, пусть для последнего в «Zaris» недостаёт электроники. «Zaris» - скорее «новая инструментальная музыка», вобравшая в себя понемногу и от пост-рока, и от прог-рока, и от неоклассики, и от саундтреков к голливудскому кино, и даже от стадионного рока вроде U2. Самые показательные в этом плане вещи – «Life Aquatic» (пожалуй, самый яркий и «хитовый» трек на альбоме), «Gazania Blossom» и «Dimension of Miracles». Это уже никак не пост-рок: слишком много эмоций (этакие гимны), слишком затейливые аранжировки. В первой на переднюю выходят струнные, что немедленно рождает ассоциацию с диском Cinematic Orchestra «Man With A Movie Camera». Фортепиано в «Gazania Blossom» в свою очередь наводит на мысли о Людовико Эинауди (Ludovico Einaudi).

Наконец, по настроению «Zaris» вышел более серьезным, а порой даже печальным. Если чего-то и не хватает в этой пластинке по сравнению с «Lagrange Points», так это задорного оптимизма, который был, например, в «Nine Billion Names». Этот недостаток частично компенсируют уже упомянутые тут «Gazania Blosson» и «Life Aquatic», но собирательный портрет современной композиции Mooncake все же выглядит задумчивым и даже хмурым. В этом плане очень показательны «Chess Knight», которая стартует с печального фортепиано и вскоре раскрывается стеной минорных гитар, а также «RF 104» с боевыми рифами и характерной как раз для пост-рока сменой тихих и громких фрагментов.

Все эти факторы складываются в странный, казалось бы, вывод – пластинка Mooncake оказывается как никогда ко времени, очень хорошо выражает и противоречивый, но в целом довольно суровый 2013-й, и какие-то процессы, происходящие в музыке не на поверхности, а где-то в подводных слоях – там, где и творится самое интересное. В конце концов, сейчас особенно, приятно, что кому-то интересно идти по стопам Pink Floyd в тот момент, когда в фаворе Канье Уэст (Kanye West) и новый R&B – где еще усматривать тренды следующие, как ни у тех, кто противостоит текущим.

Презентация альбома «Zaris» пройдет 26 октября в Москве ("Москва-Hall") и 16 ноября в Перебурге (клуб "Da-Da").


Категория: Рок | Добавил: lunev2009 (28.10.2013)
Просмотров: 598 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]