Главная » Статьи » Патриотичекий клуб » Национальная идея России |
10 концепций национальной идеи
Вопрос о национальной идее России имеет длительную историю. Он
столь же важен для страны, как вопрос о смысле жизни для каждого
человека. Без ответа на него цели, ценности, жизненная энергия, успех
становятся малоосязаемыми и труднодостижимыми. Современная Россия особо
остро сталкивается с этим вопросом в двух аспектах. Во-первых, во
внешнем мире: что есть Россия, зачем она в мировой истории, каков ее
современный вклад в развитие мира? Этот вопрос сродни поискам «русской
идеи», волновавшим многих русских мыслителей, начиная с Достоевского,
Соловьева, Бердяева. Во-вторых, чтобы говорить о смысле жизни, нужно,
чтобы жизнь была! Чтобы говорить о России, ее миссии и
предназначенности, необходимо, чтобы Россия существовала! Получается
даже, что это не «во-вторых», а «во-первых»! В ХХ веке Россия как
государственность была разрушена дважды. В современности многое
указывает на очередную угрозу этого уровня. В то же время Россия сейчас подошла к тому историческому моменту, когда появляется шанс на формулирование национальной идеи, адекватной уникальной российской цивилизации и вызовам времени. Наступает точка бифуркации, когда происходит ломка мировой системы управления, созданной Западом, а в России более чем очевиден провал 20-летних либеральных реформ. Историческая развилка предельно проста и конкретна: либо продолжение падения на фоне глобального мирового кризиса и как результат – скорая гибель российского государства как в 1917-м году; либо смена курса в сторону динамичного развития согласно истинно народным интересам и традиционным ценностям – и спасение страны. Мы убеждены: нынешнее затухание России должно прерваться её возрождением. Национальную идею нельзя искусственно придумать усилиями отдельных фантазёров и навязать её всему народу. Она должна отражать саму суть российской цивилизационной идентичности и ценностей большинства народа. Национальная идея — это среда (сродни воздуху) в которой живет, развивается и действует каждый гражданин, общество в целом, элита и чиновники, политические деятели и руководители. Без нее, как без воздуха, возможны только неуспех, угасание и в пределе — гибель страны. Существует десять концептуальных принципов национальной идеи. 1. «Национальная» и «государственная» идеи должны совпадать (в идеале), но категориально они не являются одним и тем же. К сожалению, не всякая государственная идея способствует реализации национальной идеи народа, как, например, это происходит сейчас в России. 2. Национальную идею нельзя сводить к идее чисто этнической. То есть идея может быть национальной, но у нее не может быть национальности. Масштабы национальной идеи должны быть как минимум цивилизационными. Россия есть уникальное, самобытное государство-цивилизация с собственным путем исторического развития. 3. Неправильно навязывать национальную идею народу «извне» — она должна родиться «изнутри», исходя из выработанных веками ценностных ориентиров. Это, в свою очередь, предполагает коллективную творческую деятельность. Надо наконец-то прекратить искусственно придумывать высшие идеи и навязывать их России ради какой-то призрачной и обманной цели. Ни коммунизм, ни либерализм, ни любой другой «-изм» не способны выразить уникальную цивилизационную идентичность России и создать условия для её гармоничного развития. 4. Необходим баланс религиозного и светского наполнения идеи. Связующим звеном выступает система психических и нравственных норм поведения, эстетических представлений и народных преданий. И это не искусственное соединение, но естественное и единственно правильное сосуществование. Атеисты на самом-то деле живут (или стараются жить) исходя из понимания традиционной нравственности, вышедшей из религиозного сознания. А верующие люди, в свою очередь, в реальной жизни во многом стараются подстроиться под гражданские нормы поведения. Национальная идея обязана прочувствовать эту связь и закрепить её, сживить разорванное народное сознание. 5. Национальная идея имеет внутреннее и внешнее измерение. Первое является представлением о своей стране, а второе — идеей, направленной на окружающий мир. Только всемирная значимость идеи поднимает нацию до мирового масштаба. 6. Актуальность национальной идеи. Она должна быть адекватна времени, отвечать на его вызовы. Невозможно выдвинуть одну национальную идею на все времена для всех народов. Россия не раз в своей истории дорого платила за непонимание этого принципа, когда элита вовремя не реагировала на вызовы времени и не предлагала народу ответы на новые вопросы. Такого не должно больше повториться, и русский народ наконец-то должен выработать национальную идею, достойно отвечающую на самые острые вызовы современности. В то же время не стоит забывать, что существует ценностная константа, отражающая устойчивые характеристики государственности того или иного народа. 7. Национальная идея объединяет общество, отодвигая на второй план существующие социокультурные различия. Она интегративна в силу того, что увязывает интересы личности, общества и государства в единый долгосрочный, позитивный национальный проект. Образно говоря, национальная идея указывает «обществу-кораблю» систему координат в безбрежном цивилизационном «море», а идеология государства служит «компасом» для соотнесения собственного курса в этой системе координат. И курс этот в хорошем смысле центристский. 8. Национальная идея обязана быть направленной в будущее. Она по самой своей сути футуристична, так как задает проект будущего и программу действия. Недостаточно объяснить национальную идею прошлым и привязать её к настоящему. Она должна формировать и программировать будущее. 9. Национальная идея должна быть жизнеспособной, чтобы выстоять в течение десятилетий и столетий. Быть жизнеспособной – значит быть устойчивой и одновременно подвижной, реагирующей на изменения условий и способной побороться за свои ценности. Принцип жизнеспособности только на первый взгляд кажется очевидным и банальным. На самом же деле его недооценка и даже непонимание приводили многие идеологии к быстрому краху. 10. Национальная идея, представляя совокупность оригинального философского творчества, неизбежно включает как самобытные компоненты, так и результаты заимствования, адаптации или синкретизма. Ни в коем случае нельзя замыкаться только в себе. Российская цивилизация всегда умела искусно совмещать самобытность и творчески обрабатываемые заимствования. Предлагаемая краткая сущностная формулировка национальной идеи России, её девиз, звучит так: «Россия должна быть и должна быть всегда!». «Быть» не в смысле «влачить жалкое существование», а быть здоровой, жизнеспособной страной и развиваться согласно своим высшим традиционным ценностям. Чтобы понять истинный смысл девиза, необходимо отмыть слово «быть» от его современного наносного значения – бытового и биологического. И вспомнить его истинное значение («Книга бытия»), в котором «быть» противопоставляется понятию «иметь» («не быть»). Эти слова обозначают противоположные образы и принципы жизни: потребительский, паразитический («иметь») и созидающий, одухотворённый («быть»). Вдумайтесь в известные слова «смертию смерть поправ»! Только через преодоление смерти как небытия человек способен развиваться, способен быть. Быть – это не существовать как животное, как биологическая функция. Быть – это быть человеком. То есть быть существом одушевленным (в религиозном смысле души), оразумленным (для атеиста), живущим и развивающимся согласно высшим человеческим ценностям. «Овощ» без способности мыслить — не человек. Жить негодяем и свиньей — это «быть» в понимании социал-дарвинизма, если говорить о сообществе. Однако в мегаисторическом смысле человеку таким жить — это значит не быть максимально жизнеспособным. Значит вымирать. Если человек живет как негодяй и свинья, то от этого страдает его жизнеспособность как человека. И наоборот: если человек созидает, сострадает, стремится к совершенству и старается подтвердить своё значение как созданного «по подобию» Божьему – тогда он здоров и способен к продлению жизни. Итак, Россия должна быть и должна быть всегда! Должна быть здоровой и жизнеспособной, цветущей и развивающейся, идентичной собственному культурному коду. Россия должна быть успешной! Успешной не в качестве частной лавочки, добывающей прибыль для маленькой группки паразитов, а как единый большой светлый дом, построенный с любовью ко всем жильцам и заботой о каждом человеке, о человеческом достоинстве как таковом. Гражданин России должен чувствовать себя в собственной стране именно как дома: защищённым, уверенным в себе и в государстве, способным к созиданию во благо себя и всех окружающих, располагающим всеми условиями для максимальной реализации своих возможностей – то есть чувствовать себя Человеком. Каждый из нас должен наконец-то вздохнуть полной грудью и без страха посмотреть вперёд, почувствовать под ногами крепкую и надёжную опору. Успешным человек может быть только в успешной стране. И наоборот, успешная страна невозможна без успешных людей, ориентированных не только на технический прогресс, но и на духовно-нравственное развитие. Необходимо приложить все усилия, чтобы построить такой общий дом, чтобы сделать Россию успешной и развивающейся, чтобы помочь стать человеку Человеком. Не на словах, а на деле. Национальная идея не может сводиться к болтовне, она должна быть основана на научной аргументации. Для того чтобы измерить степень успешности страны конкретной мерой, мы вводим понятие «коэффициент жизнеспособности страны». Жизнеспособность страны состоит из трёх главных факторов: территории, народонаселения и качества госуправления. Умножение этих факторов приводит к вычислению коэффициента жизнеспособности страны. Каждый фактор проверяется путём сравнительного анализа с огромным количеством показателей. В многомерном пространстве данных факторов можно также построить «поверхность успешности» каждой цивилизации. «Поверхность успешности» даёт уникальную возможность увидеть, где, в какой конкретно точке находится России с позиций её успешности и каков её потенциал, к какому результату можно прийти, если грамотно управлять разнообразными параметрами госуправления. Кроме того, появляется возможность наглядно продемонстрировать уникальность и идентичность «поверхности успешности» разных цивилизаций. Образно выражаясь, нарисовать «отпечаток пальцев» каждой уникальной страны. Благодаря разработке коэффициента жизнеспособности в исторической судьбе России чётко и математически вычисляются «смертельные точки» 1917 и 1991 годов, когда страна практически переставала существовать. Теперь это не надо доказывать на эмоциональном уровне, это вычисляется и обосновывается научным способом. Как и причины, приведшие к «смертельным точкам». Коэффициент жизнеспособности России в 2012 году находится на критическом уровне и, по расчетам, будет снижаться все следующие годы. По объективным показателям страна скатывается к очередной «смертельной точке», которая может наступить уже к 2020 году. Объясняется это прежде всего тем, что вот уже 20 лет наша Родина пребывает в навязанной со стороны управленческой парадигме, живёт не по принципу «быть собой и быть всегда», но по принципу «иметь» (как можно больше и как можно быстрее). Страна трудится и выжимает из себя последние соки не для большинства, не ради народа, но для избранного меньшинства. Традиционные российские ценности либо подменены чужими ценностями, либо вовсе отсутствуют как таковые. Предлагаемая национальная идея формулирует высшие народные ценности России, придает им нормативное правовое закрепление через внесение в Конституцию России и предлагает практическую программу развития страны согласно этим ценностям. Вводится понятие «высшие ценности России». Высшие ценности – это наиболее важные для жизнеспособности и жизнеустройства страны состояния и характеристики народонаселения и устройства территории, государственного и общественного управления. По сути, они наполняют национальную идею качественным содержанием, отвечают на вопрос, «какой именно быть» России. Самой главной из высших ценностей является вечное существование самой страны Россия – Родины Народа России. Высшими ценностями являются: нестяжательство, коллективность и взаимопомощь, преобладание духовного над материальным, патриотичность, цивилизационная идентичность, народосбережение, территориальная целостность, человеческая жизнь и свобода человека, гармоничное развитие личности, неприятие какой-либо дискриминации, общественное благо в гармонии с благом каждого человека, любовь и семейность, социальная справедливость, альтруизм и сопереживание, служение государства Народу России, трудолюбие, честь, совесть и нравственность, устремленность к творчеству, ответственность за судьбу человечества. Как видно из списка высших ценностей, в центре внимания национальной идеи находятся Россия как уникальная цивилизация, её народ, государство как защитная социальная оболочка народа, семья и человек как основа всей сложной социальной системы. Эти высшие ценности не придуманы искусственно и не принесены откуда-то из «цивилизованных стран», они плоть от плоти российской цивилизации, в них выражена вся суть русского мира, наш культурный код. Для повышения жизнеспособности страны эти ценности необходимо озвучить на самом высоком уровне и придать им статус основы жизнедеятельности России. Но этого недостаточно. Высшие ценности мало просто объявить, они должны работать. Высшие ценности обязаны быть мотивационными, деятельными, влиять не только на помыслы, но и на реальные решения. Национальная идея страны — это не благолепное томление в поиске самого себя или новых образов непознанного мира, но активная и научно аргументированная программа жизни и действия каждого гражданина, общества, государства и страны в целом. Высшие ценности в совокупности формируют идеал, к которому сообща стремится вся страна. Государственная власть, ориентируясь на ценности и идеал, формулирует цели, которые необходимо достичь. На пути реализации этих целей обнаруживаются проблемы, для поиска решений которых включаются механизмы управления. Таким образом, выстраивается логичная и понятная схема управления государством: ценности (идеал) – государственная политика – целеполагание – проблема - госуправление – задачи – решения – исполнение – результат. Конечным звеном цепочки является результат, который соотносят с теми самыми ценностноориентированным целями и делают выводы о степени эффективности госуправления (власти). Так государственное управление наполняется смыслом и обретает конкретные критерии для оценки. В отличие от сегодняшней ситуации, когда государство работает, в лучшем случае, ради процесса как такового. И совершенно непонятно, по каким критериями оценивать результаты его деятельности. Государство в предлагаемой национальной идее России идеократично и осмысленно. Его цели и действия должны быть понятными для каждого, что соответствует лучшим традициям российского государства. Государство – защитная социальная оболочка страны, отвечающая за её сохранение и развитие, за то самое «быть». Именно поэтому государство в России должно отвечать за все! Это не означает, что оно всем рулит и командует, как это обычно переводят на терминологию тоталитаризма примитивизирующие вопрос сторонники либеральной школы. Государство оптимизирует свое участие по нескольким управленческим направлениям. С одной стороны — прямое управление государственными ресурсами (бюджетом, имуществом, иными ресурсами) и в вертикали административной подчиненности. С другой стороны — не командование свободным предпринимателем и частным капиталом и инициативой, а создание мотивирующих его поведение условий хозяйствования через нормотворческую функцию и исключительное право на это государства. Государство должно ориентироваться не на материальные ценности, а на духовные. Не отрицая важность материального в жизни человека и общества, государство должно в первую очередь развивать здоровые человеческие отношения между людьми, духовность. Нравственное государство – это государство очеловеченное, генерирующее нравственный потенциал отношений в обществе через свои институты. Это иной тип государства, следующий этап его эволюции после социального. Речь не о том, чтобы само государство было нравственным; это невозможно, поскольку государство лишь оболочка, механизм. А о том, что государство должно развивать нравственность в обществе, в народе. Его политика, функции, институты пронизаны высшими ценностями и ориентированы на традиционные интересы большинства, которое желает быть именно человеческим сообществом, а не жующим стадом, используемым бенефициаром в корыстных интересах. Только нравственное государство способно сделать так, чтобы Россия была жизнеспособной всегда. Чем дольше мы живём в либеральной России, тем больше понимаем, насколько важно провозгласить нравственность в качестве основы жизнеустройства, остановив тем самым жуткий поток безнравственности и бесчеловечности. Постлиберальная Россия – это нравственная Россия. Мы отвергаем дискуссию, навязываемую либеральной школой: государство или человек. Государство создается как инструмент номер один и именно для обеспечения благополучия и жизни людей. Не может быть России и российского государства без здорового, одухотворённого человека, созидающего и развивающегося согласно высшим ценностям. Как и человек, в свою очередь, не способен быть в одиночку, без народа, без защитной оболочки в виде государства, без России. Всё взаимосвязано и гармонично. Одно не может существовать без другого. Огромное преступление – противопоставлять человека и государство, вбивая между ними искусственные противоречия. Права человека входят в список высших ценностей России. Более того, в центре предлагаемой национальной идеи находится именно человек. Но человек не атомизированный, не враждебный народу и стране, не конкурирующий за «миску похлёбки» со своими родными и близкими. А человек коллективный, солидарный, развивающийся в гармонии со страной и народом. И главное – осознающий тот факт, что к правам прилагаются ответственность, обязанность и долг. Права без ответственности – путь к саморазрушению как для человека, так и для страны. В отличие от либеральной парадигмы в предлагаемой национальной идее права и свободы человека — это только одна из составных частей находящегося под государственной защитой ценностного арсенала. Человек не ограничивается только одной этой ценностью. Не менее важны для него и другие: чувство Родины (малой и большой), альтруизм, нестяжательство, семья, стремление к совершенству и пр. Если выпячивается и защищается только одна из них, обязательно ущемляются остальные. В предлагаемой национальной идее чётко проговаривается этот момент: высшие ценности России равнозначны, никакая из высших ценностей России не может преобладать в государственном управлении. Национальная идея должна быть закреплена в высшем законодательном документе страны. В противном случае она является хоть и правильной, но ни к чему не обязывающей декларацией. Что само по себе тоже неплохо, но недостаточно для управления государством. Конституция, являясь документом высшего уровня, должна описывать и высшие основания построения страны. К их числу иногда относят только административные институциональные основания, что характерно для либерального подхода. Вместе с тем очевидно, что если страна рассматривается в рамках предлагаемой национальной идеи, где успешность страны производна от деятельности человека и общества, то ценностное мировоззренческое, мотивирующее человека и общество основание становится важнейшим в числе оснований государственности и общежития в целом. И оно должно быть закреплено в Конституции. Таким образом, Конституция – это не просто свод произвольно собранных правил и норм, которые преследуют непонятно какие цели, но законодательно оформленная и закреплённая в конкретных формулировках национальная идея, в центре которой находятся высшие ценности страны. И такая Конституция уже разработана! Проведя сравнительный анализ десятков конституций разных стран и времён, авторский коллектив Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования создал научный макет новой Конституции России. В ней учтены все аспекты конституционного строительства и предложены юридически проработанные решения самых острых проблем российского государства: от административного устройства и экономической политики до системы образования и сферы средств массовой информации. И всё это согласно высшим ценностям России, в интересах народа и с целью роста его жизнеспособности. Помимо Конституции в рамках предлагаемой национальной идеи созданы и готовы к использованию в госуправлении Доктрина безопасности и развития России, а также система нормативно-правовых актов, институциональных, социально-экономических, региональных, финансовых, внешнеполитических и гуманитарных принципов жизнеустройства России. Всё это вы найдёте в 6-томнике «Национальная идея России». Итак, накануне эпохи больших перемен и глобальных геополитических сдвигов сформулирована национальная идея России, адекватная русской цивилизационной идентичности и вызовам времени, основанная на досконально разработанной научной теории и воплощённая в Конституции и других практических управленческих решениях. Её непростой смысл эмоционально и на глубинном уровне понятен каждому: «Россия должна быть и быть навсегда!» Должна быть – и точка. Ибо без России нет нас, а без нас нет России. Это понимали наши предки, это должны понять и мы. Если хотим не просто влачить жалкое существование и умирать, но быть и развиваться. Мы верим: Россия обречена на успех! | |
Просмотров: 3264 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |