Главная » Статьи » Патриотичекий клуб » Символы |
Решение московских властей о возрождении ВДНХ — эпохальное событие в истории России, которое войдёт в учебники наряду с решением о создании выставки в 1935 году. Разные поколения москвичей по-разному воспринимают ВВЦ. Для людей старшего возраста это место связано с выставками народного хозяйства, с достижениями в отечественной науке и технике, а золотой фонтан символизирует именно дружбу между советскими народами. Для молодого поколения, выросшего после распада Советского Союза, ВВЦ — это всего лишь парк с аттракционами, а то, что ВДНХ — это Выставка Достижений Народного Хозяйства, знает сегодня далеко не каждый. АиФ.ru вспоминает историю главной выставки страны и заглядывает в её будущее. ВВЦ до ВВЦВ начале XIX века район, где находится сейчас ВВЦ, был далёким Подмосковьем. На пустыре рядом с селом Алексеевское был другой ВВЦ — Волостной выездной цирк. Летом труппа разъезжала по России с гастролями, а осенью возвращалась в Первопрестольную. У местных жителей даже была поговорка: «Вот, приехал ВВЦ, жди праздник на крыльце». В начале XX века здесь был пустырь, который облюбовали для постоянного места жительства цыгане. Видимо, решение о строительстве выставочного центра на этом месте было принято ещё в 1934 году, когда табор разогнали сотрудники НКВД. Официальная история «Главной выставки страны» началась с обращения 2-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников к центральным органам коммунистической партии с просьбой об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Просьба была удовлетворена, и в 1935 году началось строительство. Построить выставочный центр планировалось к 20 юбилею Октябрьской революции, но сроки были сорваны дважды: сначала окончание строительства было перенесено на 1938 год, а затем и на 1939-й. Связано это было с тем, что строить на болотистой местности было трудно, а также с критикой строящегося павильона Московской области со стороны тогдашнего руководителя Москвы Никиты Хрущёва. Интересно, что за время строительства выставочный центр сменил главного архитектора: Вячеслав Олтаржевский был сослан в Воркуту, на его место был назначен автор Сергей Чернышев, а начальником строительства стал Александр Усевич из НКВД. Сталин и солнечная системаВ торжественной церемонии открытия выставки принимали участие более 10 тысяч человек и практически всё правительство СССР. Выставочный центр 1939 года напоминал современный ВВЦ лишь отдалённо, но уже тогда поражал первых посетителей своими масштабами. На въезде в выставку стояла огромная скульптурная группа «Рабочий и Колхозница», главный вход был похож на древнеримскую арку, а рядом с павильоном «Механизация» возвышалась 25-метровая статуя Сталина. В целом, общая планировка выставки сохранилась и по сей день. По легенде, Олтаржевский видел ВДНХ не просто центром сельского хозяйства и науки Советского Союза, а местом почти сакральным, в котором должна была воплотиться вся мощь победившего коммунизма. Если посмотреть на план выставки 1939 года, то становится понятен первоисточник этих слухов. Площадь Механизации на нём напоминает звезду, а павильоны — 9 планет солнечной системы. При этом постройки образуют крест. Выставка должна была продемонстрировать всей стране и всему миру, как далеко вперёд шагнуло народное хозяйство СССР за какие-то 20 лет советской власти. Стоит признать, что сделать это удалось. Дело было даже не в рекордном количестве тонн урожая, не в перевыполнении всевозможных планов. Русская деревня, знавшая в начале XX века только плуг и мотыгу, увидела на выставке тракторы и комбайны, которые произвели на деревенских жителей не меньшее впечатление, чем космические корабли двадцатью годами позже. Особым интересом пользовался раздел «Новое в деревне» площадью 12 га, на котором были построены типовые проекты сельсоветов, машинно-тракторных станций, клубов, школ и яслей, которые были рекомендованы для массового строительства и должны были в скором времени появиться в каждой деревне. Особый интерес был к яслям, ведь их в деревнях ещё никогда не было. Успех первой выставки был огромен: с 1 августа по 25 октября её посетило более 3 миллионов человек. Военное время выставочный центр пережил без потерь: удивительно, но за всё время бомбёжек на него не упало ни одной бомбы. В 1950-м году началась масштабная перестройка выставки, после которой она приняла современный вид. Именно тогда была построена современная входная группа, 29 республиканских павильонов стали напоминать дворцы, заработали фонтаны, ставшие символами ВДНХ. В 1967 году был открыт ещё один символ выставки — павильон «Космос». Профиль ТроцкогоО строительстве главной выставки страны ходит множество легенд, которые нередко являются фактами. По легенде, однажды Сталин решил лично посетить строящийся павильон «Грузия». На территории стройки вождь хотел было закурить свою знаменитую трубку, как к нему подошёл не узнавший его охранник и сказал, что курить запрещено. Сталин молча убрал трубку в карман. Через несколько дней охраннику была выдана грамота «За хорошую службу». По другой легенде, во время создания памятника Рабочему и Колхознице на Веру Мухину постоянно писали доносы. Так, директор завода, где строился монумент, увидел в складках юбки колхозницы профиль Троцкого, о чём незамедлительно написал Сталину, обвинив скульптора в саботаже. Ходили слухи, что вождь лично осматривал монумент и, не разглядев Троцкого, остался им доволен. А вот то, что на территории ВВЦ до сих пор находится бункер, является чистой правдой. Убежище, созданное во время холодной войны, способно вместить до 300 человек. Здесь имеются комнаты отдыха, комната для хранения провизии, кабинет генерального секретаря. До 1971 года в бункере регулярно пополнялись запасы воды и еды. Сейчас он находится в ведении МЧС, но является действующим: привести его в состояние готовности можно за 6 часов. Интересна также история фонтана «Дружба народов». На нём изображены 16 девушек, которые олицетворяли союзные республики. Однако из учебников истории известно, что союзных республик в последние десятилетия советской власти было 15. Слухов, почему девушек именно такое количество, ходило множество, но на самом деле связано это с «отпавшей» в 1956 году Карело-Финской ССР. Демонтировать 16-ю девушку не стали, так как это могло привести к разрушению всего фонтана. Дружба народов без дружбы народовС распадом СССР постепенно стала приходить в упадок и выставка, бывшая его символом. В 1992 году указом президента ВДНХ было переименовано в ВВЦ. Экспозиции многих павильонов, в том числе и павильона «Космос», были свёрнуты. С середины 1990-х годов постепенно приходившие в упадок здания начали сдаваться в аренду, и в них стали торговать китайской электроникой, одеждой и продуктами, появились многочисленные ларьки, кафе и даже частные дома. Однако ВВЦ продолжал частично выполнять функцию выставочного и культурного центра страны. В некоторых павильонах продолжали проходить выставки, изношенные и требующие ремонта фонтаны включались каждую весну, а аттракционы, пополнившиеся американскими горками, привлекали множество отдыхающих. Новая жизнь за 60 миллиардовПервый после распада СССР проект реконструкции ВВЦ появился в 2011 году. Тогда он вызвал протест градозащитников, связанный с тем, что он предполагал снос некоторых исторических павильонов. Затрудняло начало реконструкции и то, что многие объекты на территории выставки находились в ведении федеральных властей и бывших союзных республик. С мёртвой точки дело сдвинулось только в начале 2014 года, когда ВВЦ был передан в ведение Москвы. В конце марта мэр Москвы Сергей Собянин вместе со своим заместителем Натальей Сергуниной и главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым посетили выставочный центр, совершили прогулку по его территории, посетили несколько павильонов. Собянин предложил вернуть выставочному центру прежнее название ВДНХ и использовать его по назначению. «У меня всё это вызывает грустные ощущения, — признался журналистам Сергей Собянин. — Великолепные инженерные и архитектурные сооружения выглядят плачевно. Территория ВВЦ превратилась в большой и не самый лучший рынок, большинство павильонов используются не по назначению. В них не торговать нужно, а проводить выставки, устраивать музеи, аттракционы». По мнению мэра, ситуация в скором времени должна измениться: каждый павильон обретёт своего хозяина. Предполагается, что на ВВЦ появятся новые выставки с современными экспонатами, основанными на историческом опыте, а сам комплекс будет ассоциироваться у москвичей с центром научных, сельскохозяйственных и промышленных достижений страны. Так, к концу апреля свой павильон откроет Политехнический музей. По предварительным оценкам, на приведение в порядок павильонов, реставрацию фонтанов и памятников потребуется порядка 60 миллиардов рублей. Московские власти планируют привлекать к работам над выставочным центром инвесторов, предлагая им взамен затрат на ремонт павильонов льготную аренду площадей в них. Разработкой плана реконструкции ВВЦ займётся департамент науки правительства Москвы, а более точный бюджет и план будут представлены позже. | |
Просмотров: 1045 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0 | |