Главная » Статьи » Патриотичекий клуб » Символы

Статуя "Рабочий и колхозница"

Это было в 1937г. на Всемирной выставке в Париже, проходившей под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Удивительная 24-метровая статуя «Рабочий и колхозница», венчавшая советский павильон, произвела эффект разорвавшейся бомбы и получила восторженные отзывы посетителей; она была признана французской прессой «величайшим произведением скульптуры ХХ века» и стала неофициальной эмблемой Советского Союза на многие годы вперед. Триумф был полный и безоговорочный. Всемирно известные поэты, писатели и художники восхищались творением архитектора Мухиной, а французы даже инициировали сбор средств на выкуп скульптуры, т.к. желали оставить ее у себя.

 «Через тридцать лет, когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, – это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу» - французский журналист Филипп Ламур.



Изначально рабочий и колхозница должны были быть обнаженными — как и их прообраз, древнегреческая скульптура «Тираноборцы» (5 век до нашей эры; считается одним из символов афинской демократии). Но приемная комиссия велела фигуры «одеть». Так появился шарф, который держит колхозница, — изначально это была прикрывающая тела драпировка. Делали ее долго, и на Мухину донесли, что она сознательно затягивает сроки сдачи монумента. А в шарфе для пущей убедительности даже рассмотрели… черты лица Льва Троцкого, на тот момент уже врага СССР. К счастью, клевета никак не сказался на судьбе Веры Мухиной. Потом на приемку монумента приедет сам Сталин. Походит, поразглядывает, никакого Троцкого не обнаружит — и довольный уедет к себе. А Мухина с памятником отправится на Парижскую выставку.

Каркас будущей композиции ваяли на московском предприятии «Стальмост», обшивку (листы стали, из которых и состоит памятник) — в цехах столичного завода НИИ машиностроения. Прототипом «колхозницы» стала служившая в то время телефонисткой в НКВД Анна Богоявленская — красивая, говорят, девушка спортивного телосложения. Для «рабочего» позировали два человека: танцор Игорь Басенко (с него лепили тело) и строитель Сергей Каснер (он «подарил» скульптуре свое лицо, поскольку анфас танцовщика был недостаточно пролетарским).  

Когда монумент собрали в Париже (а для перевозки его разбирали на 65 частей), французы ахнули от восторга, а местная пресса назвала работу Мухиной величайшим произведением 20 века. Скульптура получила золотую медаль — Гран-при. Французы хотели даже купить монумент, но советское правительство решило: такую символичную композицию надо возвращать на Родину. Ее установили перед входом на ВДНХ.

В 1970-х хотели было переместить скульптуру на стрелку недалеко от Дома художника на Крымском валу. Но не стали: монумент к тому времени обветшал и мог не перенести переезда. Памятник оставили на своем месте, а на стрелке водрузили Петра Первого работы Зураба Церетели, который уже много лет вызывает яростные споры на предмет «снести нельзя оставить».

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве на долгие годы стал не только символом нового поколения новой страны, но и заставкой к кинолентам «Мосфильма». Правда, водрузили его на уменьшенный постамент: всего 10 метров вместо оригинальных 35, как это было в Париже. В результате скульптура потеряла свою мощь и динамичность.В 2003-м монумент решили реставрировать. Разрезали на 40 деталей, чтобы понять: какие надо менять полностью из-за коррозии, а какие можно восстановить. Так фигуры исчезли со своего постамента до 2009 года. По этому поводу тогда шутили: «Рабочий и колхозница развелись», «Парочка эмигрировала». После нескольких лет работы скульптуру вновь установили на павильон высотой 34,5 метра, повторяющий авторский проект Бориса Иофана 1937 года. В итоге скульптура — 24,5 метра плюс постамент — стала пятой по высоте в России: после монумента Победы, памятника покорителям космоса около ВДНХ, памятника Петру Первому на Крымской набережной в Москве и «Родины-матери» в Волгограде.

 

Категория: Символы | Добавил: lunev2009 (13.01.2023)
Просмотров: 167 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]