Главная » Статьи » Семейный клуб » Старики |
30 ноября отмечали Всемирный день читателя. О том, как воспитателям детских садов и школьным учителям привить любовь к книгам, рассказывает писатель, педагог, переводчик, член Союза российских писателей, кандидат физико-математических наук Елена Киричек. В детском садуГлавное на этом этапе — зародить интерес к чтению, привить литературный вкус. Методы работыСловесные. Конечно, дети в этом возрасте слушатели, а не читатели. Поэтому важно читать вслух, обсуждать прочитанное, заучивать наизусть, учиться пересказывать своими словами. Практические. Игры, театральные постановки, инсценировки на основе прочитанного позволяют детям в буквальном слове «вжиться» в сказку или другое короткое литературное произведение. Наглядные. После знакомства с книгой очень хорошо вместе с детьми рассмотреть иллюстрации; раскрасить, слепить или нарисовать героев, организовать выставку. Например, издательство «Бумба» выпустило в конце 2023 года серию комплектов, в каждый из которых входят 2 тонкие, великолепно иллюстрированные книжки: русская народная сказка в обработке для детей и раскраска. Такие комплекты — текст и черно-белые тематические иллюстрации под раскрашивание — отлично работают с детьми любого возраста. Еще одна полезная практика — «тематические недели» или «тематические дни»: на какое-то время дети полностью погружаются в атмосферу какой-то книги, истории, путешествия. Ребятам очень нравятся такие тематические проекты: они пробуждают интерес к новому. Конечно, к чтению важно подключать и родителей. Все-таки, чтение книг — это «домашняя работа». Стоит попросить родителей ввести чтение в ежедневные ритуалы. Для этого читать надо:
Какие книги выбрать
В начальной школеВ началке ребенок уже превращается из слушателя в полноценного читателя. Читать — это сложно, поэтому важно поддержать интерес. Тогда техника чтения также повысится. Методы работыНа первых этапах овладения чтением лучше предлагать ребенку читать понемногу, но часто: например, в среднем 5–7 минут на каждом занятии. Предлагать прочитать что-то лучше в игровом, а не в приказном порядке. Вы обсуждаете какую-то тему и предлагаете: а давай найдем это в книге! Эффект от этого будет выше, чем если вы будете побуждать ребенка беспрерывно читать в течение получаса. Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы, пересказы — все это позволяет ребенку повысить качество чтения, учит его размышлять и выражать свои мысли. Очень важно вести беседу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя вовлеченным в обсуждение. Цените его ответы, его мнение. Прекрасно работают «тематические дни». Когда ребенок погружен в тему, ему надо подсказать, какие книжки по этой теме ему, возможно, было бы интересно прочитать. Организовывать «тематический день» необходимо не реже 1 раза в месяц, чтобы поддерживать ожидания детьми новых интересных событий. Короткие театрализованные постановки на 10–15 минут. Играть в театр любят все. Это и интересно, и чрезвычайно полезно. Постановка любой сценки пробудит в ребенке желание узнать больше, и следующий шаг педагога — подсказать, что именно почитать. Делать это следует хотя бы раз в полугодие. Какие книги выбрать
В средней школеВ этом возрасте происходит перелом: даже читающий и любознательный ребенок может увлечься играми и видео-роликами больше, чем книгами. Тем важнее сделать чтение еще большим магнитом притяжения. Универсальных советов, как привлечь детей к книге, не существует, так что тут надо комбинировать, пробовать и выбирать то, что сработает в каждом отдельном случае. Методы работыПо-прежнему отлично работает театр. Участие в постановках, даже летучих, почти спонтанных, сильно подвигает на то, чтобы прочитать пьесу или произведение, по которому поставлена сценка, полностью, в оригинале. Альтернатива — посетить профессиональный театр с классом. Художественное чтение литературных произведений артистами вовлечет ребенка и позволит расширить представление о том, как можно читать книгу. Литературный клуб как внеурочная деятельность позволяет поддержать интерес к чтению вне школьной программы. Встреча с писателем, иллюстратором. Это всегда интересно, и, возможно, кого-то из учеников вдохновит на создание своей первой книги. Обмен книгами. Раз в четверть можно устраивать обмен книгами в классе: личные рекомендации друзей заинтересуют и вдохновят прочитать новую книгу. | |
Просмотров: 80 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |