Главная » Статьи » Клуб трудовой славы » Трудовая летопись России |
21.12.1949
История Рязанского станкостроительного завода берёт своё начало 18 февраля 1944 года. В этот день руководство СССР приняло решение о строительстве нового завода в городе Рязани. Однако днём рождения Рязанского станкостроительного завода является 21 декабря 1949 года – дата выпуска первого станка. Панорамный снимок станкозавода. Видна только третья часть завода. Общая площадь 52 га.
Летом 1944 года начали готовить строительную площадку на северо-западной окраине Рязани. В 1946 году из Германии в Рязань доставили 604 вагона , в которых находилось оборудование танкового завода Круппа. Также было доставлены металлические фермы будущих цехов. В строительстве завода, по грубым подсчетам, принимали участие 10 тыс. человек. Для запуска в производство был выбран токарно-винторезный станок Московского станкостроительного завода "Красный пролетарий" модели ДИП 400. Перед рязанцами была поставлена задача усовершенствовать станок и по возможности разработать новую конструкцию, т.е. создать современный станок. Отдел главного конструктора РСЗ предложил новаторские решения, которые не применялись еще в отечественном станкостроении, а в заграничных станках подобные решения появились только в опытных образцах. Сжатые сроки проектирования и изготовления налагали большую ответственность на конструкторов при ведении станка в производстве. Требовалась слаженность всех служб завода, точность изготовления, соблюдения напряженного графика. При контрольной сборке станка обнаруживались и немедленно исправлялись ошибки. Конструкторы, технологи, слесари-сборщики, рабочие других служб именно в это время стали настоящим коллективом, спаянным одной целью, - построить первый рязанский станок. Первый станок был предъявлен Государственной комиссии уже 21 декабря 1949 года. Станок 164 установлен на постамент возле главного корпуса завода.
50-е годы ХХ векаК началу 1950 года на Рязанском станкостроительном заводе работали уже 1190 человек. В 1951 году состоялась сдача в эксплуатацию главного корпуса завода.
Главный корпус Рязанского станкостроительного завода Следующим станком из гаммы токарно-винторезных стал 165-й, который мог обрабатывать детали диаметром до 1000 мм. В характеристику станка были заложены и возросшее число скоростей шпинделя и более мощный привод. В 1953 году начато серийное производств токарного станка 165 . Главная задача конструкторов состояла в том, чтобы по возможности добиться высокого уровня унификации со станком модели 164. Приходилось напряженно работать, чтобы до введения 165-го в серийное производство в 1953 году уровень унификации со станком 164-й модели стал бы действительно высоким. Только 215 наименований деталей этого станка были оригинальными, а 592 наименования унифицированы. На практике это обозначало, что оба станка имели единую технологию изготовления, то есть общие узлы, а значит, легче конструируемые, управляемые и, что немаловажно, более дешевые в изготовлении. 165-е шли на экспорт. Даже спустя 20 лет после введения их в серийное производство тесный и информированный мир станкостроителей услышал слова господина Йошимуры, президента японской фирмы «Томиока Теккошо», о 165-х:
А если учесть японскую специфику, где производство замкнуто на себя, то это признание многого стоит. Примерно в то же время на заводе был собран первый сверлильно-расточной станок для обработки глубоких отверстий. Большая мощность станка позволяла вести сверление и расточку на высоких скоростях. Примечательно, что сборка этого станка велась уже в недавно введенном в действии цехе № 11 главного корпуса завода. Сборка сверлильно-расточного станка для обработки глубоких отверстий. Легендарный 1М63 В 1955 году заработал новый, только что сданный в эксплуатацию литейный цех. В 1956 году Рязанский станкостроительный завод начал выпуск станков 163 модели. В 1968 году начинается производство станка модели 1М63, который получил мировое признание в 74-ом году на международной станкостроительной выставке в Чикаго. Новый станок, заменивший 163-ю модель, превзошел ее по всем самым важным показателям, от удобства и безопасности до надежности и производительности. Его появление дало возможность работать с любыми металлами на абсолютно новом качественном уровне. Токарно-винторезный станок 1М63. Чем же так примечателен данный станок? В первую очередь, повышенной жесткостью станины, коробки скоростей, суппорта, что позволило повысить виброустойчивость станка и обеспечить возможность работы на высоких скоростях резания с применением резцов из быстрорежущей стали или оснащенных пластинами из твердых сплавов при обработке деталей из черных и цветных металлов. Суппорт и фартук токарно-винторезного станка 1М63
Фартук в сборе токарно-винторезного станка 1М63 Фартук в сборе токарно-винторезного станка 1М63. Скачать в увеличенном масштабе
Коробка подач в сборе токарно-винторезного станка 1М63 Коробка подач в сборе токарно-винторезного станка 1М63. Скачать в увеличенном масштабе
Верхние поворотные салазки токарно-винторезного станка 1М63. Благодаря конструктивной жесткости элементов, а также и техническим особенностям станка в сочетании с использованием твердосплавных резцов даже на повышенных скоростях можно эксплуатировать оборудование на пределе его возможностей, обрабатывая различные металлы. Мощность двигателя и достаточное количество скоростей резания сохраняют высокий уровень эффективности при обработке любого металла. Сменные зубчатые колёса гитары позволяют настроить нужный шаг резьбы. Гитара токарно-винторезного станка 1М63.
Многофункциональный механизм 22-ступенчатой коробки скоростей дает возможность реверсивного движения суппорта. К тому же, он позволяет увеличить шаг резьбы. Стоит также упомянуть и про механизм, тормозящий шпиндель. Для его активации на пульте управления есть соответствующая кнопка. Встроенная в закрытый фартук система смазки представляет собой распределитель масла и специальный насос, оборудованный фильтром с тонкостью в 120 мкм, что обеспечивает поступление в узлы только чистые смазочные составы.
Технические характеристики токарно-винторезного станка 1М63
Из истории рязанского станкостроения:
Станки с маркой РСЗ экспортировались в 80 стран мира. На международной выставке в Чикаго в 1974 году станки 1М63 и 16К30Ф308 с ЧПУ пользовались большой популярностью. За успешное выполнение плана выпуска качественного металлорежущего оборудования завод был награжден (1971 год) Орденом Ленина, многими правительственными и государственными наградами, предприятию вручили восемь переходящих Красных знамен. Кроме того завод награждался международными премиями «Золотой Меркурий» и дипломами международных выставок. В 1976 году станку 16К30Ф30 была присвоена высшая категория качества, а на Международной весенней ярмарке в Лейпциге он удостоился золотой медали. В 1970-х годах завод выпускал более 4000 станков в год, из них около 700 на экспорт в 80 стран мира. С момента основания РСЗ выпущено более 150 тыс. станков весом до 130 тонн, которые применяются в 80 странах мира. Здесь впервые в Советском Союзе сконструирован ЧПУ-станок с использованием отечественных комплектующих. За почти 70 лет успешной работы в цехах РСЗ собрано свыше 160 000 станков, 30 000 из которых с числовым программным обеспечением, которые поставлялись в 80 стран.
Небольшое добавление. На следующей фотографии первый в СССР автоматизированный участок тел вращения АСВ - 30, предназначенный для комплексной механической обработки заготовок типа тел вращения в условиях мелкосерийного и серийного производства. На этом участке я работал мастером в 1980 - 1981 году после окончания Московского станкоинструментального института (СТАНКИН).
. На участке имеется транспортно-накопительная система (ТНС). Она управляется ЭВМ-ой. По её команде кран-штабелёр доставляет тару с заготовками к станкам. Слева на заднем плане видны стеллажи с тарой. Но сегодня одного из лучших заводов страны нет. Нет и многих других заводов. Нет и великой державы! И это трагедия и самой страны, и, конечно, трагедия и боль лично моя, да и ваша тоже. Виталий Лунев | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 412 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |